Григорий ТУБЕРТ
«Будьте
свет народам!»
(«Берешит»
- «Бытие»)
В наше суровое время, когда над человечеством занесен меч истребления,
особый смысл приобретают понятия: духовность, культура, цивилизация. Это
придает смысл и цель жизни всех и каждого. Духовность – от «дух» – движение,
развитие жизни, мысли, добра. Цивилизация (от латинского civilis - гражданин) –
выращивание достойных граждан государства, сынов народа и их совместная деятельность
на улучшение мира и людей с помощью культуры.
Древнейшие цивилизации Египта, Вавилона, Греции, Рима по-разному вошли в
нашу жизнь. От первых двух остались
величественные постройки: пирамиды, башни. Их знания – на папирусах, глине –
доступны археологам, историкам. Тексты Греции и Рима стали основой наук, это
бесценные исторические документы. Современную цивилизацию зовут «иудео-христианской».
Еврейская цивилизация разрушена бесчисленными варварами, но
главное в ней, ее исток надежно сохранен еврейским народом. Это Писание,
алефбет, имена, иврит и еще многое другое.
Она начинается с обретения Торы. Книга Книг – исток единобожия,
морали, духовности. Это – священная история не только евреев, но и всего мира.
Тора – это знания о нас самих,
размышления о прошлом и заветы на будущее. Это живое и живущее Писание,
тревожные и мудрые речи Пророков.
Имена народа – его память и мысль, связь поколений,
живая история.
Первый еврей – Авраам, «прародитель
множества народов». Но первое его имя – Аврам – «высокий», «возвышенный» отец.
Это человек, узнавший единого Бога, пошедший по Его слову. Корень «рам» -
«высокий», «небесный» - звучит в греческом «Уранос» - «Оу ранос» («Небо»), в
латинском «Рома» - город на высоких холмах, в индийском «Рама» - верховный бог,
в египетском «Рамзес» - верховный правитель, фараон, в русском «рама» – плечо,
«раменье» – высокий лес, в английском «arm»
- рука и в других словах многих народов, например, «лама» – «монах, обитающий
на высокой горе». Авраам – наш первый праотец, духовный отец, он первый вождь,
поступавший морально, гуманно, справедливо. Он, по-мирному разделившийся с
народом Лота, не грабит побежденных, не берет в подарок землю, а платит за нее
большие деньги. Он «слушает голос» жены, подчиняется велению Бога. Ныне Авраам
означает «возвысь», «вознесись», «возвеличь». Устремись в высоту!
Ицхак – его сын. Смысл его имени – «будет смеяться»,
«засмеется». Ицхак не был убит при жертвоприношении, уцелел. И мир уцелел,
потому что смеялся. Ицхак – семьянин, он «играет с Ривкою, женою своей». Потому
он сеял и пожинал «во сто крат». Он копал колодцы в пустыне, пас стадо, кормил
и поил свой народ, изучал Тору. Ицхак – несущий смех, радость, жизнь, добро.
Яаков – «обхитрит», «облукавит». Именно так он
добивается заслуженного благословения, побеждает силы зла, вырывается из
рабства, богатеет, избегает разграбления. Бог благословляет его, проведя с ним
поединок, и дает ему новое имя «Исраэль» – «Израиль» – «воцарится Бог»,
«князь Божий».
Наши праматери: Сара – «княгиня», Ривка
– «ухаживающая за стадом», Рахель – «овца». И каждое имя – со страниц
Торы, за каждым – огромный исторический, моральный и духовный смысл, понятный
из Торы. Евреи и их друзья должны знать суть и цель своих имен,
наследия предков.
Чтобы понять еврейское имя, надо обратиться
к ивриту. Товья – «тов йа» – «добро Бога», «добро во имя
Бога». Это установка для его носителя, призыв к евреям – «делать добро
от Бога».
Древнейший язык в мире - иврит. Его корни обнаруживаются в языках многих
народов, в них древний смысл, знания о мире, развитие Разума.
Русское «сверкать», английское «bright» несут корень «барак» – «сверкать»,
«сиять», «молния».
Русское «быть», «бытие», английское «be» содержат ивритский корень «баа» - увеличиваться,
приумножаться, расти. Сравни русское «былинка» – трава, «разрастающаяся».
«Бытие» - жизнь.
Ивритские корни образуют фонд, сложно организованную систему.
Каждый звук, каждая буква исполнены древнего смысла. Мы легко обнаруживаем
связи простейших корней: «ор» - свет – «раа» - видеть. В этой системе заложены
основы мировоззрения: существование центра, верхнего ряда,
нижнего ряда, абсолютного верха и абсолютного низа. Между
всеми точками координат проложены наглядные связи, структура образует фигуру
«магендавида» - шестиугольного щита Давида – «матрицы» корней.
Даже отдельные буквы – полнозначные слова: «б» -
в, внутри, «м» - из, изнутри, «л» - в, внутрь, «к» - как, подобно, «в» - и,
совместно, «ш» - то, который. Это – пракорни языков многих народов.
Это не случайные слова, а носители главнейших категорий
разума, отражение человеческой мысли. Иврит – язык,
обладающий четкой грамматикой, ограниченным «строевым» материалом. Именно Тора
– носитель древнего иврита. Поэтому иврит считают «Божественной речью». Иврит
– составная часть еврейской цивилизации, исток знаний. Тора написана на
«алефбете» - первом алфавите.
Это древнейшее в мире звуковое письмо. Финикийцы получили его от
соседей и союзников-евреев и принесли в Грецию, откуда оно пошло в Этрурию,
Рим, Европу. «Алефбет» – строгая последовательность знаков, отражающая
построение еврейского кочевого стана. Каждый знак системы не просто несет
большой смысл. Он отражает важнейшие ценности жизни древнееврейского народа в
годы кочевий.
«Алеф» - бык, вожак стада, охраняющий дойных
коров. От них зависят жизнь, благополучие и будущее народа, его малые дети,
пьющие молоко. «Алеф» идет впереди стада и стана, находит место стоянки,
бережет стан от хищников и врагов. «Алуф» - вождь, полководец, «элеф» - тысяча.
«Бет» - дом, шатер, жилище семьи. Это – еврейский
род, «Дом Давида».
«Гимел» от гамаль - верблюд. На нем везут
утварь, шатры, все ценности, детей. Верблюд – главный «носитель» народа, основа
его странствий и обороны; «воздающий» - от «гамаль».
«Далет» - треугольная дверь шатра, окно в мир,
место нахождения отца семьи, главы рода.
«Хей» - место для молитвы, вход в шатер. «Авраам сидел у входа».
«Вав» - крюк для занавесей шатров.
«Заин» - оружие, меч.
«Хет» - завесы шатра.
«Ламед» - посох пастуха овец. «Ламад» - учить.
«Самех» - «опора» - приспособление для хранения
вещей и еды.
«Коф» - «куфия» - головная накидка кочевника,
нужная в пустыне; прообраз тфилина.
«Тав» - «знамя рода», знак семьи, ориентир в пустыне. Это – и конец и
начало счета и образ колена.
Все это бытовые реалии кочевья праотцев, сложная
мозаика истории, память и рисунки к Торе.
Этот «алефбет» лег в основу греческого «алфавита», но смысл названий
«альфа», «бета», «гамма» был утрачен, а звучание искажено. Чтобы понять смысл
«алефбета», нужно вернуться к Торе, познать иврит, вглядеться в начертания
древнейших знаков «алефбета», понять их содержание.
Евреи разрабатывали и распространяли в массе
народа удобное и краткое письмо – всего 22 знака. Поэтому они стали читать и
понимать Тору, выполнять ее заветы. Тора – носитель духовности, исток
иврита, воплотитель алефбета, средоточие еврейских имен, сокровище
культуры и этики.
Еврейская цивилизация – не нагромождение камней, подобно семи
чудесам света. Это основа мировой цивилизации. Ее носитель – еврейский народ,
наследник и защитник «Слова Божьего».
Тора, иврит, алефбет, еврейские имена – часть нашей истории и часть нас
самих. Это основа нашего духа. Народы взяли у нас Тору, но не
познав ее, назвали «Ветхим заветом», алефбет приписали финикийцам, имена
исказили и обессмыслили. А иврит иные христиане почитают «бесовским
речением». Его богатства не востребованы человечеством. Это потенциал мысли и
духа, сама красота!
Еврейская цивилизация – основа всего, чего достиг мир. Без письма,
звукового и краткого, не было бы ни науки, ни культуры, ни истории. Без Торы
не было бы религий единобожия. Имена Торы – в сокровищнице всех народов.
Зная иврит, вы поймете корни любого языка. Нам нужно ценить и любить
наше наследие, наше прошлое, залог нашего будущего. Оно должно сплотить нас,
дать цель.
Друзья евреев должны проделать большую умственную и нравственную работу
по ознакомлению с подлинником Торы на иврите, с алефбетом,
основами иврита, смыслом еврейских имен, с основой древнейшей цивилизации. Наше
духовное богатство – оружие в борьбе. Нам его осмыслять!
Евреи, время собирать камни! Вернемся к нашим истинным корням!
Отзовитесь, единомышленники, - пора действовать!
Библиография:
1. Г.Туберт «Наши корни» -
интеллектуальный и духовный потенциал иврита». Иерусалим, 1999. 4 книги.
2. Г.Туберт «Шатер небесный. Осмысление алфавита –
модели мироздания и исторических реалий». Иерусалим, 1999.
3. Г.Туберт «Имя твое» Феноменология
названий предков еврейского народа. Иерусалим, 2004.
4. Г.Туберт «Духовное наследие
еврейского народа». «Новости недели», 2002.
5. Г.Туберт «Иврит – европейские параллели. Основы
этимологии» (в рукописи).
Эти работы
– для вас!
Иерусалим 2004 тел. 02-6766067
Григорий ТУБЕРТ