Григорий ТУБЕРТ

«Будьте свет народам!»

(«Берешит» - «Бытие»)

 

Еврейский народ – наследник древнейшей духовной цивилизации

 

В наше суровое время, когда над человечеством занесен меч истребления, особый смысл приобретают понятия: духовность, культура, цивилизация. Это придает смысл и цель жизни всех и каждого. Духовность – от «дух» – движение, развитие жизни, мысли, добра. Цивилизация (от латинского civilis - гражданин) – выращивание достойных граждан государства, сынов народа и их совместная деятельность на улучшение мира и людей с помощью культуры.

Древнейшие цивилизации Египта, Вавилона, Греции, Рима по-разному вошли в нашу жизнь. От  первых двух остались величественные постройки: пирамиды, башни. Их знания – на папирусах, глине – доступны археологам, историкам. Тексты Греции и Рима стали основой наук, это бесценные исторические документы. Современную цивилизацию зовут «иудео-христианской».

Еврейская цивилизация разрушена бесчисленными варварами, но главное в ней, ее исток надежно сохранен еврейским народом. Это Писание, алефбет, имена, иврит и еще многое другое.

Она начинается с обретения Торы. Книга Книг – исток единобожия, морали, духовности. Это – священная история не только евреев, но и всего мира. Тора – это знания о нас самих,  размышления о прошлом и заветы на будущее. Это живое и живущее Писание, тревожные и мудрые речи Пророков.

Имена народа – его память и мысль, связь поколений, живая история.

Первый еврей – Авраам, «прародитель множества народов». Но первое его имя – Аврам – «высокий», «возвышенный» отец. Это человек, узнавший единого Бога, пошедший по Его слову. Корень «рам» - «высокий», «небесный» - звучит в греческом «Уранос» - «Оу ранос» («Небо»), в латинском «Рома» - город на высоких холмах, в индийском «Рама» - верховный бог, в египетском «Рамзес» - верховный правитель, фараон, в русском «рама» – плечо, «раменье» – высокий лес, в английском «arm» - рука и в других словах многих народов, например, «лама» – «монах, обитающий на высокой горе». Авраам – наш первый праотец, духовный отец, он первый вождь, поступавший морально, гуманно, справедливо. Он, по-мирному разделившийся с народом Лота, не грабит побежденных, не берет в подарок землю, а платит за нее большие деньги. Он «слушает голос» жены, подчиняется велению Бога. Ныне Авраам означает «возвысь», «вознесись», «возвеличь». Устремись в высоту!

Ицхак – его сын. Смысл его имени – «будет смеяться», «засмеется». Ицхак не был убит при жертвоприношении, уцелел. И мир уцелел, потому что смеялся. Ицхак – семьянин, он «играет с Ривкою, женою своей». Потому он сеял и пожинал «во сто крат». Он копал колодцы в пустыне, пас стадо, кормил и поил свой народ, изучал Тору. Ицхак – несущий смех, радость, жизнь, добро.

Яаков – «обхитрит», «облукавит». Именно так он добивается заслуженного благословения, побеждает силы зла, вырывается из рабства, богатеет, избегает разграбления. Бог благословляет его, проведя с ним поединок, и дает ему новое имя «Исраэль» – «Израиль» – «воцарится Бог», «князь Божий».

Наши праматери: Сара – «княгиня», Ривка – «ухаживающая за стадом», Рахель – «овца». И каждое имя – со страниц Торы, за каждым – огромный исторический, моральный и духовный смысл, понятный из Торы. Евреи и их друзья должны знать суть и цель своих имен, наследия предков.

Чтобы понять еврейское имя, надо обратиться к ивриту. Товья – «тов йа» – «добро Бога», «добро во имя Бога». Это установка для его носителя, призыв к евреям – «делать добро от Бога».

Древнейший язык в мире - иврит. Его корни обнаруживаются в языках многих народов, в них древний смысл, знания о мире, развитие Разума.

Русское «сверкать», английское «bright» несут корень «барак» – «сверкать», «сиять», «молния».

Русское «быть», «бытие», английское «be» содержат ивритский корень «баа» - увеличиваться, приумножаться, расти. Сравни русское «былинка» – трава, «разрастающаяся». «Бытие» - жизнь.

Ивритские корни образуют фонд, сложно организованную систему. Каждый звук, каждая буква исполнены древнего смысла. Мы легко обнаруживаем связи простейших корней: «ор» - свет – «раа» - видеть. В этой системе заложены основы мировоззрения: существование центра, верхнего ряда, нижнего ряда, абсолютного верха и абсолютного низа. Между всеми точками координат проложены наглядные связи, структура образует фигуру «магендавида» - шестиугольного щита Давида – «матрицы» корней.

Даже отдельные буквы – полнозначные слова: «б» - в, внутри, «м» - из, изнутри, «л» - в, внутрь, «к» - как, подобно, «в» - и, совместно, «ш» - то, который. Это – пракорни языков многих народов.

Это не случайные слова, а носители главнейших категорий разума, отражение человеческой мысли. Иврит – язык, обладающий четкой грамматикой, ограниченным «строевым» материалом. Именно Тора – носитель древнего иврита. Поэтому иврит считают «Божественной речью». Иврит – составная часть еврейской цивилизации, исток знаний. Тора написана на «алефбете» - первом алфавите.

Это древнейшее в мире звуковое письмо. Финикийцы получили его от соседей и союзников-евреев и принесли в Грецию, откуда оно пошло в Этрурию, Рим, Европу. «Алефбет» – строгая последовательность знаков, отражающая построение еврейского кочевого стана. Каждый знак системы не просто несет большой смысл. Он отражает важнейшие ценности жизни древнееврейского народа в годы кочевий.

«Алеф» - бык, вожак стада, охраняющий дойных коров. От них зависят жизнь, благополучие и будущее народа, его малые дети, пьющие молоко. «Алеф» идет впереди стада и стана, находит место стоянки, бережет стан от хищников и врагов. «Алуф» - вождь, полководец, «элеф» - тысяча.

«Бет» - дом, шатер, жилище семьи. Это – еврейский род, «Дом Давида».

«Гимел» от гамаль - верблюд. На нем везут утварь, шатры, все ценности, детей. Верблюд – главный «носитель» народа, основа его странствий и обороны; «воздающий» - от «гамаль».

«Далет» - треугольная дверь шатра, окно в мир, место нахождения отца семьи, главы рода.

«Хей» - место для молитвы, вход в шатер. «Авраам сидел у входа».

«Вав» - крюк для занавесей шатров.

«Заин» - оружие, меч.

«Хет» - завесы шатра.

«Ламед» - посох пастуха овец. «Ламад» - учить.

«Самех» - «опора» - приспособление для хранения вещей и еды.

«Коф» - «куфия» - головная накидка кочевника, нужная в пустыне; прообраз тфилина.

«Тав» - «знамя рода», знак семьи, ориентир в пустыне. Это – и конец и начало счета и образ колена.

 

Все это бытовые реалии кочевья праотцев, сложная мозаика истории, память и рисунки к Торе.

Этот «алефбет» лег в основу греческого «алфавита», но смысл названий «альфа», «бета», «гамма» был утрачен, а звучание искажено. Чтобы понять смысл «алефбета», нужно вернуться к Торе, познать иврит, вглядеться в начертания древнейших знаков «алефбета», понять их содержание.

Евреи разрабатывали и распространяли в массе народа удобное и краткое письмо – всего 22 знака. Поэтому они стали читать и понимать Тору, выполнять ее заветы. Тора – носитель духовности, исток иврита, воплотитель алефбета, средоточие еврейских имен, сокровище культуры и этики.

Еврейская цивилизация – не нагромождение камней, подобно семи чудесам света. Это основа мировой цивилизации. Ее носитель – еврейский народ, наследник и защитник «Слова Божьего».

Тора, иврит, алефбет, еврейские имена – часть нашей истории и часть нас самих. Это основа нашего духа. Народы взяли у нас Тору, но не познав ее, назвали «Ветхим заветом», алефбет приписали финикийцам, имена исказили и обессмыслили. А иврит иные христиане почитают «бесовским речением». Его богатства не востребованы человечеством. Это потенциал мысли и духа, сама красота!

Еврейская цивилизация – основа всего, чего достиг мир. Без письма, звукового и краткого, не было бы ни науки, ни культуры, ни истории. Без Торы не было бы религий единобожия. Имена Торы – в сокровищнице всех народов. Зная иврит, вы поймете корни любого языка. Нам нужно ценить и любить наше наследие, наше прошлое, залог нашего будущего. Оно должно сплотить нас, дать цель.

Друзья евреев должны проделать большую умственную и нравственную работу по ознакомлению с подлинником Торы на иврите, с алефбетом, основами иврита, смыслом еврейских имен, с основой древнейшей цивилизации. Наше духовное богатство – оружие в борьбе. Нам его осмыслять!

Евреи, время собирать камни! Вернемся к нашим истинным корням!

Отзовитесь, единомышленники, - пора действовать!

 

Библиография:

1. Г.Туберт «Наши корни» - интеллектуальный и духовный потенциал иврита». Иерусалим, 1999. 4 книги.

2. Г.Туберт «Шатер небесный. Осмысление алфавита – модели мироздания и исторических реалий». Иерусалим, 1999.

3. Г.Туберт «Имя твое» Феноменология названий предков еврейского народа. Иерусалим, 2004.

4. Г.Туберт «Духовное наследие еврейского народа». «Новости недели», 2002.

5. Г.Туберт «Иврит – европейские параллели. Основы этимологии» (в рукописи).

Эти работы – для вас!

Иерусалим 2004                                                                                                   тел. 02-6766067

Григорий ТУБЕРТ

 



Hosted by uCoz