ЕСЛИ ЗРЕТЬ В КОРЕНЬ...

 

Григорий ТУБЕРТ

 

Еврейская цивилизация разрушалась бесчисленными варварами, но главное в ней - ее истоки, - сохранены нашим народом. Это - ТАНАХ, алефбет, имена, иврит и многое другое.

 

Все начинается с обретения Торы. Книга Книг - исток единобожия, морали, духовности, священная история не только евреев, но и всего мира. Тора - это знания о нас самих, размышления о прошлом и заветы на будущее.

 

Имена народа - его память и мысль, связь поколений, живая история. Первый еврей - Авраам, "прародитель множества народов". Но первое его имя - Аврам - означает "высокий", "возвышенный". Это человек, узнавший единого Бога, пошедший по Его слову. Корень "рам" - "высокий", "небесный" - звучит и в греческом "Уранос" - "Оу ранос" ("Небо"), в латинском "Рома" - город на высоких холмах, в индийском "Рама" - верховный бог, в египетском "Рамзес" - верховный правитель, фараон, в русском "рама" - плечо, "раменье" - высокий лес, в английском "arm" - рука и в других словах многих народов (например, "лама" - "монах, обитающий на высокой горе").

 

Авраам - наш праотец, он первый вождь, поступавший морально, гуманно, справедливо. Он, по-мирному разделившийся с народом Лота, не грабит побежденных, не берет в подарок землю, а платит за нее большие деньги. Он подчиняется велению Бога. Ныне имя Авраам означает "возвысь", "вознесись", "возвеличь".

 

Смысл имени его сына Ицхака - "будет смеяться", "засмеется". Ицхак не был убит при жертвоприношении, уцелел. И мир уцелел, потому что смеялся. Ицхак - семьянин, он "играет с Ривкою, женою своей". Потому он сеял и пожинал "во сто крат". Он копал колодцы в пустыне, пас стадо, кормил и поил свой народ, изучал Тору. Ицхак - несущий смех, радость, жизнь, добро.

 

Яаков - "обойдет", "обгонит", "обхитрит", "облукавит". Именно так он добивается заслуженного благословения, побеждает силы зла, вырывается из рабства, богатеет, избегает разграбления. Бог благословляет его, проведя с ним поединок, и дает ему новое имя "Исраэль" ("Израиль") - "воцарится Бог", "князь Божий".

 

Наши праматери: Сара - "правящая", Ривка - "ухаживающая за стадом", Рахель - "овца". И каждое имя - со страниц Торы, за каждым - огромный исторический, моральный и духовный смысл. Евреи и их друзья должны знать суть и цель своих имен, наследия предков.

 

Чтобы понять еврейское имя, надо обратиться к корням иврита. Например, Товья - "тов йа" - "добро Бога", "добро во имя Бога". Это установка для его носителя, призыв к евреям - "делать добро от Бога".

 

Иврит - один из древнейший языков в мире. Его корни обнаруживаются в языках многих народов, в них древний смысл, знания о мире, развитие Разума. Многие специалисты считают, что русское "сверкать", английское "bright" несут корень "барак" - "сверкать", "сиять", "молния". Русское "быть", "бытие", английское "be" содержат ивритский корень "баа" - увеличиваться, приумножаться, расти (сравни русское "былинка" - трава, "разрастающаяся").

 

Ивритские корни образуют сложно организованную систему. Каждый звук, каждая буква исполнены древнего смысла. Мы легко обнаруживаем связи простейших корней: "ор" (свет) - "раа" (видеть). В этой системе заложены основы мировоззрения: существование центра, верхнего ряда, нижнего ряда, абсолютного верха и абсолютного низа. Между всеми точками координат проложены наглядные связи, структура образует фигуру "магендавида" - "матрицы" корней.

 

Даже отдельные буквы - полнозначные слова: "б" - в, внутри, "м" - из, изнутри, "л" - в, внутрь, "к" - как, подобно, "в" - и, совместно, "ш" - то, который. Это - пракорни языков многих народов.

 

Это не случайные слова, а носители главнейших категорий разума, отражение человеческой мысли. Иврит - язык, обладающий четкой грамматикой, ограниченным "строевым" материалом. Носитель древнего иврита - ТАНАХ, поэтому иврит считают "божественной речью". Иврит - составная часть еврейской цивилизации, исток знаний.

 

Письменный иврит - древнейшее в мире звуковое письмо. Финикийцы получили его от соседей и союзников-евреев и принесли в Грецию, откуда оно пошло в Этрурию, Рим, Европу. "Алефбет" - строгая последовательность знаков, отражающая построение еврейского кочевого стана. Каждый знак системы не просто несет большой смысл, он отражает важнейшие ценности жизни древнееврейского народа в годы кочевий.

 

"Алеф" - бык, вожак стада, охраняющий дойных коров, от которых зависят жизнь, благополучие и будущее народа, его малые дети, пьющие молоко. "Алеф" идет впереди стада и стана, находит место стоянки, бережет стан от хищников и врагов. "Алуф" - вождь, полководец, "элеф" - тысяча.

 

"Бет" - дом, шатер, жилище семьи, еврейский род. "Гимел" от гамаль - верблюд. На нем везут утварь, шатры, все ценности, детей. Верблюд - главный "носитель" народа, основа его странствий и обороны; "воздающий" - от "гамаль".

 

"Далет" - треугольная дверь шатра, окно в мир, место нахождения отца семьи, главы рода. "Хей" - место для молитвы, вход в шатер ("Авраам сидел у входа"). "Вав" - крюк для занавесей шатров. "Заин" - оружие, меч. "Хет" - завесы шатра. "Ламед" - посох пастуха овец; "ламад" - учить. "Самех" - "опора" - приспособление для хранения вещей и еды.

 

"Коф" - "куфия", головная накидка кочевника, нужная в пустыне; прообраз тфилина. "Тав" - "знамя рода", знак семьи, ориентир в пустыне. Это - и конец, и начало счета, образ колена. Все это бытовые реалии кочевья праотцев, сложная мозаика истории, память и рисунки к Торе.

 

Этот "алефбет" лег в основу греческого "алфавита", но смысл названий "альфа", "бета", "гамма" был утрачен, а звучание искажено. Чтобы понять смысл "алефбета", нужно вернуться к Торе, познать иврит, вглядеться в начертания древнейших знаков, понять их содержание.

 

Евреи разрабатывали и распространяли удобное и краткое письмо - всего 22 знака. Поэтому они стали читать и понимать Тору, выполнять ее заветы. Еврейская цивилизация - не нагромождение камней, подобно семи чудесам света. Это основа мировой цивилизации. Ее носитель - еврейский народ, наследник и защитник слова Божьего.

 

Тора, иврит, алефбет, еврейские имена - часть нашей истории и часть нас самих, это основа нашего духа. Народы взяли у нас Тору, но, не познав ее, назвали "Ветхим заветом", алефбет приписали финикийцам, имена исказили и обессмыслили. А иврит иные христиане почитают "бесовским речением". Его богатства не востребованы человечеством.

 

Еврейская цивилизация - основа всего, чего достиг мир. Без письма, звукового и краткого, не было бы ни науки, ни культуры, ни истории. Без Торы не было бы религий единобожия. Имена Торы - в сокровищнице всех народов. Зная иврит, вы поймете корни большинства языков. Нам нужно ценить и любить наше наследие, наше прошлое - залог нашего будущего.

 

 

ОБ АВТОРЕ

 

Григорий Туберт - филолог, лингвист, исследователь. Занимается вопросами еврейских духовных ценностей. Родился в Харькове, репатриировался из Челябинска в 1990 году. Живет в Иерусалиме. Автор ряда книг: "Наши корни - интеллектуальный и духовный потенциал иврита" (Иерусалим, 1999 г., в 4-х книгах); "Шатер небесный. Осмысление алфавита - модели мироздания и исторических реалий" (Иерусалим, 1999 г.); "Имя твое. Феноменология названий предков еврейского народа" (Иерусалим, 2004 г.).

 

Телефон автора - 02-6766067

 



Hosted by uCoz