ЕСЛИ ЗРЕТЬ В
КОРЕНЬ...
Григорий ТУБЕРТ
Еврейская цивилизация разрушалась
бесчисленными варварами, но главное в ней - ее истоки, - сохранены нашим
народом. Это - ТАНАХ, алефбет, имена, иврит и многое другое.
Все начинается с обретения Торы. Книга Книг -
исток единобожия, морали, духовности, священная история не только евреев, но и
всего мира. Тора - это знания о нас самих, размышления о прошлом и заветы на
будущее.
Имена народа - его память и мысль, связь
поколений, живая история. Первый еврей - Авраам, "прародитель множества
народов". Но первое его имя - Аврам - означает "высокий",
"возвышенный". Это человек, узнавший единого Бога, пошедший по Его
слову. Корень "рам" - "высокий", "небесный" - звучит
и в греческом "Уранос" - "Оу ранос" ("Небо"), в
латинском "Рома" - город на высоких холмах, в индийском
"Рама" - верховный бог, в египетском "Рамзес" - верховный
правитель, фараон, в русском "рама" - плечо, "раменье" -
высокий лес, в английском "arm" - рука и в других словах многих народов (например,
"лама" - "монах, обитающий на высокой горе").
Авраам - наш праотец, он первый вождь,
поступавший морально, гуманно, справедливо. Он, по-мирному разделившийся с
народом Лота, не грабит побежденных, не берет в подарок землю, а платит за нее
большие деньги. Он подчиняется велению Бога. Ныне имя Авраам означает
"возвысь", "вознесись", "возвеличь".
Смысл имени его сына Ицхака - "будет
смеяться", "засмеется". Ицхак не был убит при жертвоприношении,
уцелел. И мир уцелел, потому что смеялся. Ицхак - семьянин, он "играет с
Ривкою, женою своей". Потому он сеял и пожинал "во сто крат". Он
копал колодцы в пустыне, пас стадо, кормил и поил свой народ, изучал Тору.
Ицхак - несущий смех, радость, жизнь, добро.
Яаков - "обойдет",
"обгонит", "обхитрит", "облукавит". Именно так он
добивается заслуженного благословения, побеждает силы зла, вырывается из
рабства, богатеет, избегает разграбления. Бог благословляет его, проведя с ним
поединок, и дает ему новое имя "Исраэль" ("Израиль") -
"воцарится Бог", "князь Божий".
Наши праматери: Сара - "правящая",
Ривка - "ухаживающая за стадом", Рахель - "овца". И каждое
имя - со страниц Торы, за каждым - огромный исторический, моральный и духовный
смысл. Евреи и их друзья должны знать суть и цель своих имен, наследия предков.
Чтобы понять еврейское имя, надо обратиться к
корням иврита. Например, Товья - "тов йа" - "добро Бога",
"добро во имя Бога". Это установка для его носителя, призыв к евреям
- "делать добро от Бога".
Иврит - один из древнейший языков в мире. Его
корни обнаруживаются в языках многих народов, в них древний смысл, знания о
мире, развитие Разума. Многие специалисты считают, что русское
"сверкать", английское "bright" несут корень "барак" -
"сверкать", "сиять", "молния". Русское
"быть", "бытие", английское "be" содержат ивритский корень
"баа" - увеличиваться, приумножаться, расти (сравни русское
"былинка" - трава, "разрастающаяся").
Ивритские корни образуют сложно
организованную систему. Каждый звук, каждая буква исполнены древнего смысла. Мы
легко обнаруживаем связи простейших корней: "ор" (свет) -
"раа" (видеть). В этой системе заложены основы мировоззрения:
существование центра, верхнего ряда, нижнего ряда, абсолютного верха и
абсолютного низа. Между всеми точками координат проложены наглядные связи,
структура образует фигуру "магендавида" - "матрицы" корней.
Даже отдельные буквы - полнозначные слова:
"б" - в, внутри, "м" - из, изнутри, "л" - в,
внутрь, "к" - как, подобно, "в" - и, совместно,
"ш" - то, который. Это - пракорни языков многих народов.
Это не случайные слова, а носители главнейших
категорий разума, отражение человеческой мысли. Иврит - язык, обладающий четкой
грамматикой, ограниченным "строевым" материалом. Носитель древнего
иврита - ТАНАХ, поэтому иврит считают "божественной речью". Иврит - составная
часть еврейской цивилизации, исток знаний.
Письменный иврит - древнейшее в мире звуковое
письмо. Финикийцы получили его от соседей и союзников-евреев и принесли в
Грецию, откуда оно пошло в Этрурию, Рим, Европу. "Алефбет" - строгая
последовательность знаков, отражающая построение еврейского кочевого стана.
Каждый знак системы не просто несет большой смысл, он отражает важнейшие
ценности жизни древнееврейского народа в годы кочевий.
"Алеф" - бык, вожак стада,
охраняющий дойных коров, от которых зависят жизнь, благополучие и будущее
народа, его малые дети, пьющие молоко. "Алеф" идет впереди стада и
стана, находит место стоянки, бережет стан от хищников и врагов.
"Алуф" - вождь, полководец, "элеф" - тысяча.
"Бет" - дом, шатер, жилище семьи,
еврейский род. "Гимел" от гамаль - верблюд. На нем везут утварь,
шатры, все ценности, детей. Верблюд - главный "носитель" народа,
основа его странствий и обороны; "воздающий" - от "гамаль".
"Далет" - треугольная дверь шатра,
окно в мир, место нахождения отца семьи, главы рода. "Хей" - место
для молитвы, вход в шатер ("Авраам сидел у входа"). "Вав" -
крюк для занавесей шатров. "Заин" - оружие, меч. "Хет" -
завесы шатра. "Ламед" - посох пастуха овец; "ламад" -
учить. "Самех" - "опора" - приспособление для хранения
вещей и еды.
"Коф" - "куфия", головная
накидка кочевника, нужная в пустыне; прообраз тфилина. "Тав" -
"знамя рода", знак семьи, ориентир в пустыне. Это - и конец, и начало
счета, образ колена. Все это бытовые реалии кочевья праотцев, сложная мозаика истории,
память и рисунки к Торе.
Этот "алефбет" лег в основу
греческого "алфавита", но смысл названий "альфа",
"бета", "гамма" был утрачен, а звучание искажено. Чтобы
понять смысл "алефбета", нужно вернуться к Торе, познать иврит,
вглядеться в начертания древнейших знаков, понять их содержание.
Евреи разрабатывали и распространяли удобное
и краткое письмо - всего 22 знака. Поэтому они стали читать и понимать Тору,
выполнять ее заветы. Еврейская цивилизация - не нагромождение камней, подобно
семи чудесам света. Это основа мировой цивилизации. Ее носитель - еврейский
народ, наследник и защитник слова Божьего.
Тора, иврит, алефбет, еврейские имена - часть
нашей истории и часть нас самих, это основа нашего духа. Народы взяли у нас
Тору, но, не познав ее, назвали "Ветхим заветом", алефбет приписали
финикийцам, имена исказили и обессмыслили. А иврит иные христиане почитают
"бесовским речением". Его богатства не востребованы человечеством.
Еврейская цивилизация - основа всего, чего
достиг мир. Без письма, звукового и краткого, не было бы ни науки, ни культуры,
ни истории. Без Торы не было бы религий единобожия. Имена Торы - в сокровищнице
всех народов. Зная иврит, вы поймете корни большинства языков. Нам нужно ценить
и любить наше наследие, наше прошлое - залог нашего будущего.
ОБ АВТОРЕ
Григорий Туберт - филолог, лингвист,
исследователь. Занимается вопросами еврейских духовных ценностей. Родился в
Харькове, репатриировался из Челябинска в 1990 году. Живет в Иерусалиме. Автор
ряда книг: "Наши корни - интеллектуальный и духовный потенциал
иврита" (Иерусалим, 1999 г., в 4-х книгах); "Шатер небесный.
Осмысление алфавита - модели мироздания и исторических реалий" (Иерусалим,
1999 г.); "Имя твое. Феноменология названий предков еврейского
народа" (Иерусалим, 2004 г.).
Телефон автора -
02-6766067