Иосиф Ольшаницкий

Наконец-то нашлась у меня давно отложенная на хранение газетная страница со статьёй, которая произвела на меня впечатление мировоззренческое. Вот она.

 

Израильская газета  ОКНА. 2 сентября 1994 г. Рубрика: ЕВРЕИ И МИР. ПОСЛУШАЙТЕ!

 

Григорий ТУБЕРТ

«ЕСТЬ ЕЩЁ БРАТ…»

От них дошла до нас древнейшая в мире книга. Порядок букв еврейского алфавита мы тоже узнали из их учебников. Их называли народом пророков и священников. Это они построили Вечный город и правили им, пока не был разрушен их главный храм. Их прародиной был древний восток. Названия, данные ими, не исчезли с лица земли.

 

КТО СЕЙ НАРОД?

     Ученые давно и безуспешно искали их прародину, народ, родственный им. Греческий историк Геродот и римский император Клавдий написали о них десятки томов. Но до сих пор ни одной фразы не переведено из того, что написали они. Хотя слова из их языка известны каждому грамотному человеку. И всё же древнеримская пословица: «Etrusan non legitur» - «этрусское не читается» - верна до наших дней. Их тексты пока ещё не переведены.

     Да, это удивительный и загадочный народ. Он носил множество названий: этруски, туски, тоски, тиррены, тирсены, пеласги…

     Но сами себя они называли «рассены» и «люди». Их потомки в Европе называют себя «ретты». Египтяне писали о народе «ретан», жившем неподалеку от Яффо, в крепости.

 

ВНАЧАЛЕ…

     Меня увлекла работа по расшифровке этрусских текстов, и мне удалось найти подход к пониманию отдельных слов и фраз. Я перевёл договор этрусков с Карфагеном и устав их храма. На всемирном конгрессе по этрускологии в берлине в 1988 году я сделал доклад «Этрусская легенда о римском царе Анке Марции на основе эпизода из «Книги мумий» из Загреба. На конференции в Варне я доложил о реконструированной мной науке «Кибернетика древнего мира», начало которой я обнаружил в надписях на «тосканских кувшинах», «этрусских костях». В популярных газетах появились мои статьи об этрусских текстах.

     Последний мой материал – «Секрет боевой тессеры» - был посвящён стратегическим решениям римской армии (журнал «Техника молодёжи», 1990 г.).

     Репатриировавшись, свои работа по языку этрусков я представил в Институт археологии Израиля. Среди них – «Очерк этрусской грамматики» и «Этимологический словарь этрусской письменности». Я назвал его «Every ody knows Etruscan» - «Этрусский язык знает каждый». Затем я сделал несколько расшифровок надписей на этрусских экспонатах, привезённых в музей Израиля, и подготовил новый доклад на симпозиум «Мир этрусков» в Иерусалиме в 1991 году.

     О своих работах я рассказал по радио РЭКА, «Коль Исраэль», в статьях израильских газет.

     Но это было лишь начало поисков.

 

ОТ ШАТРА…

     Самое интересное началось, когда я в 1987 г. исследовал порядок букв ивритского алфавита. Кто и с какой целью расставил буквы: алеф, бет, гимел, далет…? Об этом рассказали исследования мудрецов Торы на уровне Божественного откровения. Меня заинтересовало «земное». Алфавит показывает нам порядок вещей в жизни древних евреев, живших в шатрах сотни лет. Я прочёл об этом несколько лекций и вышел на новую орбиту наблюдений над ивритом.

     Читая Тору, я изучил каждое её слово и составил свою картотеку. Так я накопил огромный материал, который можно назвать «Панорама иврита». В основу её легли мои наблюдения над развитием корней иврита. Они отражают ход познания мира и развития мысли наших предков. Я был поражён, когда составил десятки таблиц, показывающих смысловое пространство иврита. Наш язык не зря называют «божественным» - он несёт на себе черты «сотворенности». В своих выступлениях я рассказал о смысловой системе иврита и предложил создать «Клуб друзей иврита» и до сих пор ожидаю ответа на своё предложение от знатоков иврита.

     Далее я сопоставил свои открытия в области античной кибернетики с теми достижениями, которых добились лучшие умы Израиля в эпоху Первого Храма. Обнаружилось, что система принятия решений в начале нашей истории была на порядок выше, чем в других развитых странах того времени: Греции, Этрурии, Риме…

     Но, сказать правду, я начал с поисков этрусков в Израиле. И это было не очень трудно. Трудней понять, как их путь в истории совпал с нашим.

 

ВСЁ ИЗ ТОРЫ…

     Тысячелетия идёт еврейский народ в вечном, мучительном одиночестве. Ученые и мудрецы Торы ищут следы исчезнувших колен Израиля, уведённых в плен  после разрушения ассирийцами Первого Храма. Где вы, братья наши? В жизни никто и ничто не исчезает.

     Раскроем Тору. Она не просто равнодушно повествует о фактах. Тора высвечивает еврейскую линию в истории и формирует иудаизм, еврейский взгляд на жизнь. В главе «Брейшит» («Вначале») показано, что Шем – старший сын в семье, спасённый от потопа, а его правнук – Эвер, чьё имя носим мы, евреи, его потомки:

     «Родились дети и у Шема, праотца потомков Эвера…  Вот сыновья Шема: Эйлам и Ашшур, и Арпахшад, и Луд, и Арам…»

     Для нас важна каждая деталь, которая показывает тесную связь пяти народов, считающих своим предком Шема. Среди них народы семитского наречия: Ашшур – Ассирия, Арам – близкий к евреям народ Месопотамии, Эйлам – древняя ираноязычная страна между Арамом и Персией. Замечательно, что название этой державы – производное от слова, обозначающего исчезать, пропадать, забывать. Поэтому и не сказано о детях забытого «исчезнувшего царства. Исчез и Ашшур (в переводе: стопа, след ноги, шаг – нечто исчезающее). Нет наследников у него. «А сыны Арама: Уц и Хул, Маш и Гетерии». Арам – значит живущий на возвышенности. Уц – в переводе советовать, намереваться. Хул – порождать, нападать, мириться. Маш – удаляться, исчезать. Гетер – арамейское словцо, соответствующее ивритскому слову (гешер), означающему мост, переход, связь (сравните: авар – перейти, еврей – перешедший).

     Все дети Арама в своих именах несут идею ухода: замышлять, падать, удаляться, переходить.

     Наиболее интересен для на с Арпахшад. Его имя – не семитского происхождения. По-персидски: ар – многочисленный, размножившийся (отсюда: арим – Иран). Распространившийся, расселившийся. Ад – совершенный, выполненный.

     АРПАХШАД – обширно рассеянный.

     Но его потомки носят подлинно семитские имена: Шеллах – отсылать, Эвер – перейти, переправиться, Пелег – разделиться, Йоктан – уменьшившийся, ставший немногочисленным.

     Прервём перечень потомков Шема: шем – имя, ценность, слава.

     Но в Торе ничего не сказано о детях Эйлама (по-персидски алам – мучение, тоска), ибо семиты не имели в этом царстве самостоятельности, земли, городов-крепостей.

     Об Ашшуре ещё сказано, что он произошёл из среды потомков Хама, из земли Шинар: «Из земли этой вышел Ашшур». Поэтому важно узнать, что Мицраим (сын Хама) родил лудов. И поскольку это сообщение о внуках Хама, о лудах, предшествует сообщению о рождении Луда, сына Шема, можно предположить, что это родственные народы со сходными именами. И если от Мицраима (Египта) лави – ливийцы и другие народы семитско-хамитского происхождения, перечисленные среди потомков Хама, то к ним же отнесём и лудов, которые в Коране часто упоминаются среди североафриканских народов. Например, Фут, прямой сын Хама, также обитавший на просторах Ливии у одноимённой реки Фут. Потомки Эвера и Арама живут вместе, говорят на одном языке.

     Но в Торе нет ни слова: ни о дальнейшем пути Луда, такого же сына Шема, как Арам, ни о его потомках. Очевидно, для древних евреев, читателей Торы, всё это было общеизвестной истиной. Итак, тора подсказывает нам, кого надо искать – народ близко родственный нам, евреям. А кто его потомки?

 

«ИЩИТЕ И НАЙДЁТЕ…»

     Взглянем на карту древнего Средиземноморья. Поднимем взгляд от прибрежной полосы Израиля вверх, на север. Мы «приплывём» на полуостров, выпирающий из юго-западной оконечности Малой Азии. Здесь была страна «лудов» - древняя Лидия (Лудия, Людия). Жители её говорили на языке, родственном народам Европы и Азии. Они называли себя «люди» (ср. русское «люди», немецкое «Leute»). Лидия в древности была богатейшей в мире страной. Лидийцы первыми в мире стали чеканить монеты. Их царь Крез, по греческой легенде, превращал в золото всё, чего касался. Лидийцы вели оборонительные войны с греками, плавали в Израиль.

     Согласно древнегреческим историкам, народ Лидии был поголовно грамотным, знал ремёсла, умел выплавлять металлы. Но, когда в стране начался голод, народ «люди» разделился, и часть его переселилась в Европу, на северо-запад. Столица Лидии – Сарды. Через некоторое время после греческого вторжения в Лидию мы находим переселенцев на Сардинии, острове вблизи Италии, на Ближнем Востоке.

     И в это же время на территории Италии создаётся «двенадцатиградье» - Тускания (ныне провинция Тоскана).

     На юге Албании живут «тоски», название столицы её (Тирана) происходит от греческого слова «тиррены» - этруски. Западное побережье Италии омывает Тирренское море. Ведь этруски тогда были хозяевами всего Средиземноморья. Благодаря искусным морякам, скоростным парусникам и оснащению из металла.

     Этруски называли себя «люди» и вели свой род из Лидии. Лидийцы же, покорённые Римом, обращались с просьбой к императору Августу дать им те же права, что и покорённым ранее этрускам на основании их полного родства.

     Если глянуть на карту Италии, вблизи Милана окажется город «Лоди Веккья» («Древняя Лоди»), основанный ещё до Рима. «Люди» (этруски) жили во всех концах Италии.

     Если пройтись от древнего израильского порта Яффа несколько десятков километров вглубь страны, вы придёте в один из наших древнейших городов. Это Лод, Луд, Лида, Людон, Люда.

     В «Энциклопедии Танаха» сказано: нет никаких научных предположений относительно происхождения названия «Лод».

     И действительно, корня с таким звучанием нет в иврите. Но зато он есть в языках индоевропейской семьи.

 

В ШАТРАХ ШЕМА

     Куда же девались «люди»?

     Повествуя о родословной человечества после потопа, Тора внезапно предвещает: «И будет жить Йефет в шатрах Шема».

     Йефет – прародитель европейских народов. И в самом деле, на земле семитских народов издавна жили йефетийцы. Даже под Хевроном обитали хетты ещё до прихода Авраама. У них мы впервые купили землю!

     Можно думать, что народы понимали друг друга: «И был на земле язык один и слова одни». И если город Луд назван именем проживавшего в нём народа «луд», то народ этот – прямая родня лудам-лидийцам. Замечательно, что этот город никогда не враждовал с другими городами Израиля и всегда упоминается в числе союзников Иерусалима. Точно также и с Лидией, малоазиатской страной потомков Шема, мы были в мирных отношениях. Если исходить из сообщений историков, луды, потомки хеттов, постоянно отделяли часть народа в эмиграцию. Так, из Лода, этого древнего города Израиля, вышли основатели Лидии и Лоди…

     Пойдём за ними в мир Торы…

 

*     *     *

Туберт Григорий Аронович

Иерусалим

Тел. 972-2-6766067

    



Hosted by uCoz