Юрий Динабург.

 

УРБАНИЗМ

 

                                                                                      Если дома не строит Господь,

                                                                                       К чему строителей труды?

                                                                                       Если Града не хранит Господь,

                                                                                        К чему бодрствовать, к чему рано вставать

                                                                                        И поздно отходить ко сну,

                                                                                        Вкушать хлеб маяты?…

                                                                                                                Пс.126-127. ( Пер. Аверинцева).

 

 

 

 

Я надолго ушедший     в исканья               

Внезапно схвачен судьбой был за ворот

И вдруг увидел в себе из камня

И железа над морем воздвигнутый город

Никуда не уйти от иного факта

Прошлое - хвост, что за каждым тянется как-то

Счастье, достигнутое трудом

Тихий надёжный дом

Окна зимой покрытые льдом

Ветер весною в саду молодом

В маленьком доме грустить нельзя

В доме вдвоем – только ты да я

Я –твой как и ты – моя

Мы оба – добрые наши друзья

***

На церковных постройках учились чудить архитекторы наши

И в этом нас не обманешь, не укупишь

Шестипалой неправды уставится кукиш

В  небеса.

***

Струится Темза в той же темноте

В их свете возрастает простота старинных тем

Там Тауэр  , костлявый истукан

Ведь камень – это земляная кость

И повсеместно наши горожане            

В кариатидах держат над собой

Все тех же Мнемозин и Клитемнестр

И потемневшие фасады в непогоду

Тасуются как в карточной колоде

И вместе с нами совершают жизнь

Кариатиды и аллегоризмы

Атланты каменные и девчонки

Мы друг для друга как бродячие могилы

Воспоминаний. Мы – подобия скульптур

Живем в кариатидах у культуры

Идет к тебе подобно Каменному Гостю

Замаскированный, окаменелый

Старинный друг в своем живом макете

Ты жив? – Я рад. Ты звал меня – и вот

На зов явился я. Ну, подавай мне руку

Морока экая с еще живыми

Такой вот суд, самосознанья

Категорический императив

Обязывает нас в униженном враге

Обманутого мужа уважать

В его альтернативном бытии

***

Поэт внимает ржанию пегасов

Пасущихся в лугах воображенья

Различным иномаркам умилясь

Ужо Пежо, а не Пегас поэту служит

Ах, эта тонкая архитектура речи

Созвучиями – как бы тяготеньем

Как бы статической нагрузкой сопрягает

Она в себе значенья речесимволов – со слов

Не совлекая оболочек звуковых

Тех фонетических взаимосопряжений

С  невольной завистью к архитектуре

Незримое никем оставим в Зазеркалье

Архитектура тешит нас, давая

Такие тектонические линзы

Давая созерцанию структуру

Себя и мира

***

Развозят толпы по домам электроколесницы

Электра брату говорит – Орест мой милый

Нам здесь грозит арест  неотвратимый

Вокруг темно настолько что любой

Прохожий подозрителен, зловещ и сам себя

Охотно принимает за злодея

И одновременно   за агента всех спецслужб

Злодейских со времен Аменхотепа

Рискуя здесь подвергнуться аресту

На каждом повороте, в Арестань

Берет билет Орест

***

 

Торчат над городами купола

Такие твердокаменные клизмы

Введенные для духонадуванья

Такой архитектурный пневмоторакс

Такая каменная терапия духа

Пневматикой высокого напора

Все, что касается пневматики душевной

Восходит к Индии арийской

Альтернатива техники со светом

С метафорами ветра или света

В альтернативе светоносных техник

И пониманья интеллекта как такого

Отростка тела – органа в который

Особая заложена программа

Расчеты архитекторов с тех пор

Ориентированы менее на зренье

Снаружи находящейся толпы

Не на ее наклонность к созерцаньям

Не на ее готовность со-дышать

И снюхиваться: пафос конспираций

Еще из древнеримских катакомб

Их атакует запахом природы

Непродырявленных архитектурой

Пустых пространств простор

Перерастал в архитектурный стиль

В котором внутренность любого храма

Должна уподобляться катакомбам

         

***

Мне снится снова готика Европы

Застроенные густо города

Где колокольни образуют гребни

Как позвоночники драконов многоглавых

Кряжистые хребты на панцирях холмов.

 

***

Проспект,  у горизонта заострённый                  

Две параллельных стороны свои

Как шпиль сводящие на острие, «на нет»

В свою готическую колокольню

Плашмя проложенную для тебя на землю

Вдоль направленья твоего вниманья

Рассматривать случалось в перспективах

Все перспективные преображенья

Там  дезорганизован горизонт

Узором сложным горных шпилей в профиль

Стремящихся коснуться острием

Воткнуться в небо и на нем повиснуть

На землю более не опираясь

Случайные прогибы наших улиц

При всем размежевании с землей

Удерживает острия строений

Верхушки дальних елей, пики гор

Как стрелы елей и вершины в снеге

В гористых местностях

До горизонта стрельчатой структурой

Покатится, потянется настойчиво

Колокола вызванивают четко

В моих стихах настраивают слух

На восприятья анаграмм как чистых тем

Проспекты - лишь пустоты колоколен

И прочих резонаторных устройств

Здесь можно видеть готику лежачей

Бесфабульной и чисто музыкальной

***

Сырая заря разгребает золу в серопепельном небе

Наш город надвинул на нас монотонные массы

Роятся в них вечно голодные люди тупые

Жилые шкафы вроде ульев зовутся домами

Что льется по улицам? Дождь или грязь либо люд бледнолицый

Массив обитателей. Да, по шкафам их !. Тела их скафандры

Скорее бы ночь. Дифирамбы шкафам сложить бы, как чеховский Гаев

Экспромтом

***

 

***

Архитектура мебели под стать

Толстеет в некоторых временах

Простеет или же, напротив, норовит

Себе придать значительность декором

И вся в излишествах

Архитектура здесь обмебелела

Поговорим про город антикварный

В индустриальных запахах копчёный

Все эти улицы ушли, что катакомбы

На дно куда-то под слоистые массивы

Из камня сложенных жилищ

Просцениум истории России

Возникнув жертвенником безымянным

Бесчисленным безумствам – вожделений

Сплошной забвенью брошенный дворец

Воспоминаний немощных ларец

***

Поскольку явно думать нет указа им

А в разных неуказанных занятьях

Запретное предчувствуется что-то

Мы думать предоставим колоннадам

Кариатидам и атлантам также

***

Здесь интеллект свои яйца кладет в виде каменных призм

Яйца кладет интеллект в виде призм тонкостенных

Прямолинейное им оребренье придав

В прямолинейных ребреньях пилястр и контрфорсов

***

Бетонно-

Кирпично-блочная сороконожка

Ползучее чудовище о сотнях

Квадратных глаз

Сплошное порожденье литозоя

Петробиоз

Вступает петрократор – Командор

Скульптурного народа повелитель

Власть обретает над оригиналом

Поскольку для глубинного сознания Земля

Доныне плоским диском остается

***

История вторгалась как медведь

В пчелиный лес людских существований

Как сладкий мед и сок высасывает суть

Косматой лапой вороша в дупле пчелином души

Где мед был скрыт, там гроб теперь стоит

Ты помнишь льва библейского? Самсон

Пасть разодрал ему, убив

***

Что мне Париж, когда я весь из Трои

Построен как она и населен

За сдачу Трои, за ее пожар

Предвосхищающий сожжение Москвы

В градостроительных задачах этот метод

Решительнейший, так сказать,  тотальный –

Предание огню всего, что надоело

Сожженье Трои греками – и Рима

Нероном, собственным правителем

Сожжение Москвы Растопчиным

***

                    что делаете здесь вы трое

Втроем такие разворачивая  горы

Мы строим Трою - отвечали зверобоги

Наперебой, гордясь, заранее зная

Чем станет Троя, как ее судьба

Прославится в поэзии позднее

Мы строим в Кноссе Лабиринт –  Дедал

С такой же гордостью в ответ провозглашал

***

Мой город, мой голый подснежник среди мировой маяты

О как же ты молод, мой город, мой голый подснежник

В мятежном бреду непогоды всемирной

В немирном бреду вожделений

Душа-лунатичка ночами гуляет по кровлям-карнизам

 

***

 

Свет шарит по столу, свет тычет в потолок

Идущий ночью мимо

Автомобиль

Окно как привиденье выступает

И с улиц отраженное пространство

Бежит по потолку как привиденье

Из кубистических времен сбежавший

Лучистый призрак раннего Пикассо

Распятие кубических мячей

На стенах отражение окон

Свет бегает по окнам, проникает

В утробу комнаты. На потолке

Кинематическая живопись – кубизму

Дань платит

***

Вглядись в себя внимательно, художник

Ведь от того, насколько ты уходишь

В себя глубоко под конец хожденья

Кругом да около тут  Бог– тебе поможет

Понять далекий горизонт

***

И скоро двести лет, как Медный всадник

У них руководит и верховодит

И хоровод их можно видеть, взяв такси

Возьми такси до самого до Стикса

Бог ежели захочет, нарушает

Заученный природой чин, начало

Чиня тому, чтоб в избранный народ

Как некогда, когда он угрожал

Что камни примет в детях Аврааама

Что в дети Авраамовы возьмет

Случайно подвернувшиеся камни

Лежащие по берегам пустыни

Песчаного небытия в простертой пустоте

***

Окаменелый свет далеких звезд

Заимствуя себе

Преобразуется здесь в каменные массы

Пейзажа городского

Урбанистического

На них фотонный дождь кристаллизован

На них идет такой фотонопад

Дома растут от звезд, от их внушений

На них расходуется звездопад

Растут же так растения под солнцем

Фотоны собирая  хлорофиллом

Лучистые накапливая формы,

Строенья тут растут, как сталагмиты

Навстречу сталактитам световым

Из вещества такого же, как сон

Из вещных форм, что ниспадают к нам

***

Мы не трагедия, не драма и не фарс

Мы только как бы массовое шествие

К неведомым, невидимым гигантам

Мы на театре у Гаргантюа

***

 

В триангуляции воображенья                            

Как у Платона где-то там в «Тимее»

Имеется простое рассужденье

О том, что все пространство состоит

Из треугольников неразличимых –

Неразличимые, они служить способны

Клетчаткой метрики для пустоты – Небытия

И для любых движений матерьяльных

Так оголяемый до треугольных схем

Осенний лист – летит неся веселый свист

В триангуляции своей листает лето

Так нам не надобно кубизма: тетраэдр

Позволит вымостить пространства в пустоте

Ячейками своих простейших форм

Булыжником абстрактных тетраэдров

Булыжником ямбических размеров

Торцовым плитняком анапеста и даже

Паркетной плиткой  белого стиха

 

***

         

Нас гонит город словно Полифем  овец

Под утро из  пещер, где с нами сам хозяин

Владыка город с нами спит по всем домам

По всем зараз квартирам. Для него ли

Перегородки воздвигали друг от друга

Непроницаемых перегородок быть не может

Повсюду город веет, где захочет

А мы гнездимся в этой мебели циклопа как клопы

Гнездимся мы в седалищах абстракций

Абстракции над нами восседают

Абстракции гуляют  по дворам

По переулкам и поверх высотных зданий

Чудовища абстракций осторожно

Себя прозрачными воображая

Стараются ступать не сокрушая

Трудов людских

Они вслепую по утрам по шерсти

Оглаживают нас как Полифемы

Но вечно занят Одиссей очередным

Циклопом – ослеплением абстракций

Морозным ветром нам оглаживает спины

***

                  

Давай-ка, диалектик, кавалькадой                            

Веселых парадоксов проскачи

По всей поверхности проблем из арсенала

Сократо-парменидовского.

Гранитных плит зловещие эклоги

Гекзаметры булыжника по стогнам городов

Нагроможденья  многократных эхо

Аллитераций-ассонансов чьих-то дней

***

 

Архитектура вертикальных чувств

Игрой калейдоскопов, орнаментов         

И просто всевозможных отражений

Редупликацией в символике значений

Как расщепление голов в гербах орлиных

Для ради симметрии

***

 

А города всегда себе черновики          

И редактируя на ходу

В помарках перепланировок или

Как говорится, перестроек

Цветет высотный сон в квартирных сотах                   

Не заблудиться б в этих каменных лесах

***

 

Под кастаньетный стук подков по мостовой

Проедет голой всадницей Годива

Душа, нагая всадница, Годива

Несется сквозь волнистые туманы

Луна, нагая всадница, ничуть

Не опасается того что бродит

По всей Европе призрак криворотый

Презрительно закусывая губы

***

 

На бугристых облаках                        

Нависая над пейзажем

Олимпийские пейзанки

На высоких каблуках

***

 

 

Юрий Динабург.  Урбанизм.



Hosted by uCoz