ЮРИЙ ДИНАБУРГ

 

ДОГАДКИ АНТРОПОГЕНЕЗА

 

Нагое тело в зелени лесов – соблазн облезлой шерсти 

Мелькая смуглотой на белизне живой берёсты

Берёстой-нежностью на фоне темных трав

В зверином царстве служит скиптром фаллос

А я сказать имею смелость –  фаллос

В зверином царстве создает авторитет

Подобный скиптр едва ли стерпит

Что по периметру с утра  по горизонту

Блуждают розовые губы Гебы-Эос

В звериных царствах этот пафос держит фаллос

Как в каждой женской груди по державе

И вся она из яблок нам Иридою  дана

В ней симбиоз  существ – ленивых змей

Плодов Ириды в виде ягодиц

Высоких яблочных и грушевидных грудей

Как у людей ни высока душевность

Расшевелить быстрей всего их можно сексом

Здесь ржут кентавры, напрягая гривы

Перемежая свой картавый говор

С веселым ржаньем, исходящим от подхвостья

Поверх голов у них витают животы

***

 

В эстетике - основа тех симпатий

Которые свели зверей и человека

На симбиоз или ценоз, на прирученье

На одомашниванье зверя (и мужчины)

Та эстетическая атмосфера, тот концензус

Меж Евой и Адамом, между зверем

И человеком – от которого осталось

Рудиментарным пережитком для позднейших

Едва ль не вырожденных культов – тотемизм

(Все позднее – едва ль не вырожденье

Собою знаменует.) Для отбора

Естественного – матерьял сырой –

Все нововозникающие расы

И новорожденные этносы не могут

Быть низшими при их возникновенье

Жизнеспособность им нужна – чтобы возникнуть

Но моделируя в своей судьбе дальнейшей

И обживая те экологические ниши

Какие бог пошлет народу по пути

Они реализуют вариации

Путей для человечества и тех

Всечеловеческих различных идеалов

И типов человека вообще

Которые и не были предзаданы.

Природа, Бог и кто бы там еще

 «Труд создал человека»

Итак, кто бы еще не представлялся

Творцом-инициатором процесса

Антропогенного.

Кто б не был демиургом человека

Допустим даже внеземной пришелец –

Нам имени его искать не стоит

Его мы обозначим неким иксом

Чтобы составив множество суждений

В конце концов решить всю совокупность

Тех уравнений – относительно икса –

«Причины появленья человека»

Или в другом из случаев -  «чем должен

Стать человек в конце концов» - мы выразим

Понятья эти в терминах, которые

Яснее терминов «природа ,труд,  религия, мышленье»

Оставив широчайшую свободу

Для человеческого выбора себе

Наследника далекого

И прототип наш типизировал в нас всех

Свою спонтанность

                         само-опре-деляясь

Так выпьем же за эстетическое чувство

Не только между Евой и Адамом

Начальный наложившее союз

Но и за эстетические узы

Зверей поведшие вслед человеку

***

Я прояснить всегда мечтал явленье Евы

Праматери и вместе с тем пра-Девы

Змей, зверь фаллический,  отторгшийся от торса

Родимого, как тот кленовый листик

От ветки от родимой оторвавшийся

Присутствует с тех пор в российской речи

Под грубой кличкой односложной

Все эти матерные эвфемизмы кутерьма

Для суеверного именованья змея-черта

***

Еще не отвердевшая природа

Первоначальной фауны и флоры

Дарила первоюношам русалок

Из длиннотелых трав, дарило жен  для ебли

Коней преображавшихся в мужья

Быков, мудревших, приручаясь женам

Мутации мудреные тогда

В природе совершались очень просто,

В темнотах леса и на зелени травы

На фоне трав, в густой древесной чаще

Среди зверей или хотя бы фавнов

***

Творец по ходу дела изменил

Свое творенье. Хирургические средства

Пуская в ход и гипнопедию, Адаму

Он некогда неуязвимый панцирь духа

Разъял, оставив гибкую решетку

Для сердца, как для певчей птички,

Тюремной клетке прототипом стала грудь

Зловещий остов человека страшен

О двух суставчатых подобных катапультам

И арбалеты, двух коленчатых руках

И все увенчано безносым шлемом черепа

С тех пор мы в теле лишены сплошных щитов

И носим сердце в жестком оребренье

Мы носим в клетках словно  птиц сердца,

***

Создатель для Адама выводил

В разнообразных вариантах нежных жен

Они идут подрыгивая грудью

Из снов Адамовых и бедра выгибают

Придавши формы виноградин этим грудям

Творец не расточает благородный матерьял

Ему в волнистом зеркале представил

Его воображенью в удвоенье

Его существованья симметрию

Сомнительную умножая во Вселенной

Ему в  промежностях для стрел

Оставил щели для Эрота

Из тех межреберных промежностей красотки

Выходят на служение эротам

 

***

В обнимку с нимфами обнюхивая мифы

Как на картине у Гогена, бог звериный

Лисообразный или что-то вроде пса

Крадется к лону спящей нимфы, свесив на бок

Язык , подобный  фаллосу , косится

Косится на лицо заснувшей нимфе

И ей  на лоно лапу наложив

***

                        

Чем было человеческое тело

Первоначально в первобытной чаще

Для остального леса – наготой

Открытой для укусов комаров

И ели Еву  комары, а в остальном

Дела у них успешно продвигались, и подавно

Сам дьявол поедом был съеден Евой вслед

За знаменитым яблоком – и ебля

Пошла веселая по всем едемским джунглям

Другие девы оболгали лес и леших

Звались русалками, с ветвей свисали

От этих леших было много ошалевших

От тех длинноволосых, крутоносых

И длинно-белобедрых дьволиц

***

Фаллической змеей играла дева Ева

Вульгарный зуд к Вальпургиевой ночи

Тот аллергический гротеск заделал

Ту по природе уязвимейшую щель

А вот скоты при помощи хвостов

Обороняют целомудрие народа своего

Выращивая чувство чести в жопе

Культурой называемой у нас

Ввиду утраты предками хвоста

***

 

Стыд начался с остуды, с чувства зябкой

Тревоги, страх застудиться – холод ветра

И холод влаги, риск простуды

Студеным холодом стыда к одежде

Принуждены были невольные нудисты

Предкини с предками людскими

К одетости их понуждали страхи

Перед язвительностью мошкары

Пронзительностью ветра и лучей

Пекущих тело злее чем костер

Ожоги солнечные с поднебесья

И снежные атаки с облаков

Мне представляется их бодрый мир

Уже два-три десятка тысяч лет

Тому назад, не менее они –

Усердно рисовали на стенах

Все, что вниманье занимало их

Незащищенный человек стал агрессивен

Особенно – и в поисках защиты

Обрел доспехи и орудия труда

Сдирая шкуры со всего зверья

***

А с ними дьяволицы,  дьяволицы

С ветвистыми рогатинами бедер

И острыми шипами на задах

И если мы с тобой  составим снова

Двуглавого двурадостного зверя

Как выразился как-то раз все тот же

Вильям Шекспир

Чудовище с зелеными глазами

О двух спинах, о четырех руках

О четырех ногах как осьминог

Двуглавый спрут, вертлявый андрогин

Еще – дестиконечная звезда

Считая головы конечностями вроде

Хватать-кусательных отростков организма

Мыслительный отросток организма – голова

Еще одна непарная конечность

Себе взыскует в нем антагониста

В котором воссоединится с нею – он

***

Умея красоту во всем живом

Опознавать – и в лошади и в птице

В собаке, в звере – мы уже не можем

Смотреть индифферентно на уродство

В которое нас возрасты ввергают

***

Обременительной нагрузкой плоти

Способной только жаловаться вечно

Чего-нибудь взыскуя у души

То голодна периодично плоть

И холодно ей или жарко – тесно

Или напротив, одиноко плоти – ей

Всегда чего-то не хватает, вместе с тем

Наличное мешает в чем-нибудь

***

                        

Как человеческая кисть руки

Подобна крабу в ловкости и в страсти

С какой они теснят доверчивые вещи

Повертывают вещи так да этак

Карабкаются ввысь до совершенства

Крабоукладываньем раковин в шедевры

Архитектурные: щадите ваши нервы

Настолько кисть руки у человека

Еще изящней, чем ее прообраз-краб

Пятиконечная звезда ладони

В отличье от кленового листа

Не опирается на некий неприметный

Почти прозрачный стебелек-

Она имеет твердую опору

И вены тонкие с текучей кровью

***

***

Мозг человеческий отлично сознаваем

Самим собой в пещере черепа – очами

Посвечивая сразу в две бойницы

Обозревает мир из заточенья

Чтоб образумится – на то и амбразуры

***

Матрёшкой кличут девку, у которой в пузе

Она ж сама, но чуточку поменьше

Она сама в конструкции разъемной

Идею бесконечного регресса

Собою воплощает

Regressus ad infinitum – такая

Ее бесчисленные повторенья

Сидят друг в друге

Друг друга вставленные годны только

Собою иллюстрировать ответ

На тот извечный детский спрос – откуда мы

Пришли в наш мир ?

Из живота из маминого вылезаем мы

Да-да из мамкина животика наружу

Выходят все подряд, как бы из шара

Всеобщей матери-Земли.

Кошмар, поскольку этакий ответ

Достаточно занятен, чтоб в ребенке навсегда

Зациклить, прекратить любое вопрошанье

***

                        

Откуда взяты ребра – матерьялом

Для сотворенья многих Ев в соблазны мне

На изумление  и обожанье

И ты в моем тринадцатом ребре

Не знаю, сколько у меня осталось ребер

Их всех опробовав любовно

Тринадцатое же у черта на счету

Когда бы каждое мое ребро

Преобразилось в женственное нечто

***

Вставай, последняя из Божьих тварей! Ты           

В ряду усовершенствований всех

Творений эволюционных – Бог

Последней создал женщину – уже

Не прибегая к хаосу из бездны

В Небытии как матерьяле не нуждаясь

Субстанцией теперь служила плоть мужчины

Бог взял совсем немного – между ребер

Он выбрал, оставляя с той поры

Грудную клетку из горизонтальных

Щелей в которые глядится сердце

Радару уподобясь, озирая

Пространства все вокруг себя

О этот хаос как ресурс любых событий

О этот хаос – наполнитель бездны

Небытия – не извлекая из него

Случайных сочетаний предикатов

Но за основу матерьяла взяв

Ребро мужчины из той самой клетки

В которой сердце заточаемо обычно

Он вынул матерьял взял из соседства сердца

Пленительница птицы сердца, клетка

Птицеобразного органа – сердца

                                      женщина – она

Звено последнее при переходе

От организмов к ангелам и духам вообще

Не имущих нужды ни в пище, ни в питье

Претерпевать не обреченных

             ни в чем не обреченных нужду

В нее заложены те механизмы

Для корректированья

Ко всем несовершенствам человека

Ко всем ошибкам эволюции

Да что такое женщина? Сплетенье

Змеистых мускул в скользкой оболочке

Какая путаница может быть  блаженней

Всех этих выпуклостей, щелочек и щелей

В расщелины засовывать тебя

Готовых, в бесконечность увлекая

Прозрачные узорчатые змеи

Завязанных узлом замысловатым

Как зло, при испытаньях на излом

Не поддающихся никак тугих пружин

Снаружи облегаемых нежнейше

 

***

 

Существованье как химера состоит                      

Из разных сущностей, среди которых змеи

И причиняемые ими чувства

И отклики на них догадками

И сны и явь – как гроздья из голов на общем теле

На общем теле обрастая головами

Поочередно бодрствуя одними

Другими сны свои просматривая там же

Геометрические ребусы-фигуры

***

 

В любой из жилок и в любом суставе                   

Состарившись, ты чувствуешь себя

Лаокооном, оплетаемым змеями

 

***

 

Бесспорно, первый признак человека –

Его актерство. Внешне же одежда

Анатомический субстрат актерства

Зане одежда превращала в призрак нашу плоть

             И оборотничество развивала

***

                        

В известной Книге Бытия, где говорится

Что создан Богом человек по образцу

Подобный божьему – прообразу – по образу Того

О ком понятье может дать всего лишь

Одним пожалуй лишь устройством человека

***

Апеллятиве: вот, чтобы не был он

Здесь одинок – сотворим ему Женщину

Чтобы не слишком ее понимал он

Пусть она явится будто б из сна его

Пусть ему даже и после

          будет казаться и после

Будто она – это сон его собственный

И ускользнуть может также, как сон

Без предварительных предупреждений

Без мотиваций мужскому простому рассудку

***

Внутри у каждого из нас своя погода             

Определяема пищевареньем

          Пищит душа, шипит пищеваренье

Что размножать безрадостную жизнь?

Мы женимся отнюдь не ради размноженья

А ради удержанья нежных жен

***

Развитье интеллекта или чувств

Выращивает куст ветвистый в человеке

Ветвистый: в нем на каждой ветви личность

Свое отображенье получает

Особую – с претензией судьбу

Иметь отдельную, осуществлять

По-своему игру посредством тела

Единого для коллектива душ

Совместно им владеющих

          Совместно обладаемого ими

В него вселившихся подобно бесам

Бродяжничать которым надоело:

Бедняги расселились в организме

Избыточным для повседневных нужд

Таких духовных сущностей. Коммуна

Или монашеское общежитье

Сперва в любой квартире коммунальной

Мерещилось Телемское аббатство

Преобразуясь в коммунальный быт

Преобразуясь сразу в двойников

Друг друга избегающих, как доктор

Джекиль и мистер Хайд у Стивенсона

Тогда и время разветвлялось бы для нас

И вместо краткого совокупленья

Развокупленье совершала б личность

И как их там еще к чертям собачьим

Назвать прикажете

И потому еще, что в потрохах

Его творится что-то и сигналы

Об этом поступают в центры мозга

И вызывают там переплетения

Фантазмов. Снится страшный сон Татьяне

***

Я изучал телосложенье воли

В анатомичках Фрейда,

Шекспира, Ницше

***

По воле Евы мы об остальных

Совсем утратили воспоминанье

Я был реброносителем задорным

Под старость начинаешь созерцать

Себя как на рентгеновской пластинке

И самоуглубленье в интроспекцию становится

Подобием рентгена. Ты в себе

Не только сердце осязаешь, но и ребра

Перебираешь мысленно как струны

На арфе или лире могут пальцы

Перебирать внимательно. Ты знаешь

Как могут ребра зазвучать в аккорде

Грех не согреть губами груди эти

Такие груди. Мне даны в награду

За годы горестные

***



Hosted by uCoz