ЮРИЙ ДИНАБУРГ.

 

ПРЯМОХОЖДЕНИЕ МУЗЫКИ

 

 

 

 

 

             Снег ходит в белых тапочках у нас и все идет

             На триумфалостной на площади в Москве идут имперцы с красным перцем

            

 

 

 

Душа сверкает сквозь материальный

Туман привычный обволакивать ее

Отчетливо пластические формы

Лишь голый голос без лица ее и тела

Бесконтурный  бредет сквозь темноту

В  своей среде  мемориальной

Бредет среди других фигур фиоритурных

Слегка расцвеченных сопрано и контральто

Невольничьих плавучих голосов

При выводе Орфеем Эвридики

Кто удивился бы, когда бы вывел он

Оттуда не одну, а  много их в различных вариантах

Из темных недр Подземных царств, из подсознанья,

Как Пруст извел свою беглянку Альбертину

***

В наш век жужжанье мух, гуденье в ульях

Пчелиным роем  образуемые хоры

Вполне за музыкальные шедевры

Сойдут в наш век не то еще возможно 

На то и горних ангелов полет

И прозябанью дольней лозы внемлет

Способный вслушаться прилежно

***

( ТУСОВКА ПРИЗРАКОВ НА КРОВЕЛЬНОМ ЖЕЛЕЗЕ)

***

И почему не мучат Моцарта морщины

На лбу Сальери ! Экстремист Сальери устремит

Все помыслы

          На те внеэстетические темы

          На тот этический аспект искусства

          На те моральные его проблемы

Его застрелит, если не отравит

Все время говоривший о своей

Любви к искусству, о совсем

Он свесил голову на грудь и от виска

Отвисший локон пал ему на лоб

 И смотрит он как та сова Минервы

Летящая выклевывать глаза

В зеркальном мираже самопознаний

Глазами барсовыми светят, Моцарт

Подобно Мцыри, умирает церемонно  Zartlich

O hubsch und Zartlich wie du bist, mein armes  Kind

Was hat                          getahn?

***

                  

С пристрастием допрашивает бога

Живой детектор лжи, огромный аппарат

Из музыкальных инструментов

Заоблачные массы философий

Для интеллектуального снобизма

Способны конденсироваться в музыку

В концерт для скрипки и оркестра –

Целый том поповской прозы Гегеля

Способен всю свою логическую суть

Отдать концерту Моцарта

***

Южанин юный с темпераментом  южанским

Прижился даже у безбожных парижан

Бетховен впрочем не сумел очистить

Себя от сих красноречивых громов

От риторических басов Роняет гром

Кимвал бряцающий в риторике страданья

Знакомствуя со всеми языками

От ангелов занесенными к нам

О том, что знающий все языки

Любым из слов владеет, но любви

Не ведая,  спасения  лишён

                            

***

ПРЯМОХОЖДЕНЬЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕМ)

***

Я не писал еще такого раньше

Мельчайший звук, что луч, уходит в космос

И это в оркестровой яме неба

Под воркованье звезд ходили ямбом мысли

Струями музыки витали тени

Настраивая звучные созвездья

В душе тревожно как перед спектаклем

Таинственно и чудно стройны струны

И все такое, чтобы музыка читалась

Проезжими как из открытой партитуры

Когда-то пережитых в нас концертов

Еще звучавшие над нами и внутри нас

Чтоб музыка читалась мимоходом

Как из развернутой пространством партитуры

Осенним днем среди густого листопада

Деревья дирижируют погоде, лес гудит

Немного погодя проходит Гоголь

В потемках человеческой души

И партитуры птичьих стай

Летят,  опережая оперенье

Жар-птицы музыки – летят, теряя звук за звуком

Неистовая стая  радужных пернатых

***

Рука Моцарта царственно щедра

Святых даров нам раздает в причастье

По капелькам стучащимся в стекло

                            

***

( ГРОМОХОЖДЕНИЕ У НАС ПО КРЫШАМ)

***

Здесь не над музыкой, а над душой совершается суд

Словлено слово в силок и трепещет в строке  соловьиной

Тайным судилищем сделан концерт – не процесс уголовный

Звукам как членам семьи Уголино и сердцу кошмар уготован

***

Не просто избалованному слуху

А духу, укрощенному в себе

Познав сквозь нас им сотворенный мир

Творец ушел с концерта, предоставив

Нам, публике, доигрывать, играть

Опробованьем разных инструментов

Разбросанных в природе в виде разных

Растительных и зверских организмов

Животных то есть, подвижных систем

Затем, что музыка – известный провокатор

К метаморфозам – нам изобретать

Здесь нечего

 

***

                  

Над нами сводит своды как ладони

Высокий свод готический, как будто

Из пальцев вместе сложенных ладоней

В единой полу-раковине свода

Воображенье жемчуг резонанса

Тот жемчуг акустической игры

                  

***

Как тишина в сопровождении дождя и ветра                  

Втроем настраивают тишину

Квартет для тишины, дождя и ветра в парке

(У парка собственная партия в квартете

С дождем и тишиной и ветром.

Виолончель и что-нибудь еще

Вступают в строй оркестра ускоряя

Движение вниманья по пространству

Расталкивая струнные и флейты

Пусть композиторы нам пишут тишину

Пускай опустошают тишину

Я был бы композитором-ташистом

С предельной беглостью касаясь тем различных

Определенных кем-либо уже

Пестрил бы партитуры так и этак

И потрошил бы как ташист себя

Верней, чем самураи потрошат

Живот вывертывая наизнанку

Касаясь тут и там воображения

Смеша и мельтеша пятнистой тишиной

***

Расставим ноты как-нибудь подальше

Создав условия для медленного чтенья

Прослеживаешь в каждой партитуре

Орнаментальный так сказать эффект

В соотнесениях фигур и фона

Пятилинейно разграфленных подпространств

Предвосхищаемого звукоряда

Переживанье виртуальных звуков

В сознанье – расстояньем  наделенных

***

Когда у нас в камине

Трио музыки, мороза и огня

Взымает дань с живой души влюбленной

Все музы ведьмам уподобились в гуденье

Когда проходит зачисленье в полуведьм

***

(ПРЯМОХОЖДЕНИЕ ФАУСТА И МЕФИСТОФЕЛЯ

В ТЕМНОТЕ ВАЛЬПУРГИЕВОЙ НОЧИ)

***            

а музыка – игра

И можно было бы ее себе представить

Держа как руку дирижера в кружевах

В манжетах розоватых – дирижёр

Как капитан старается сдержать

В повиновении все контрапункты бунта

Так обнаружив бунты на борту

И корабельный экипаж зажат

В руке, облагороженной манжетой

Той самой розоватой, из Брабанта

Сквозь бунт и бурю проведет его

В зажатом обстоятельствами мире

***

Какое джазовое наважденье

Орфей Двадцатого столетья – кто он

Из бездны ужасов Орфей выводит джаз

Его возлюбленная Эвридика

Вернулась в обозримые пространства

***

                

Летейскую эпоху пустословья

Пересекай в молчании  и слушай

И слушай только плеск тяжелых волн

Забавным кажется – забвенья избежав

Достигнуть местностей за Летой вроде тех

Залетных ласточек от Мандельштама

Оттуда – озираясь даже Данте

Горацию презрительный шлет взгляд

***

Во всю Вселенную такие чудеса

Как музыка глубокого раздумья

Чье ожиданье  в дождевом концерте ?

А белой музыкой на нас нисходит снег

И нежность

В зеркальной пустоте соотражений

Почти неуловимого для зренья

Дерзанья мысленного – умереть

***

Слетают стаи стрел остросердечных

На них как наконечники – сердца

В амурно-лировой игре  - охоте

Бубноволицые вторгаются валеты

Такое оперное оперенье

Трагическим сюжетам придает

Нарядность наготы дикарской

Из разноцветного пера

Душа играет радостями плоти

И подражает ей судьба в своей игре

Но эвменидами умученные музы

Уже молчат и мусорные ветры

Скребут пространства шорохом сухим

Потрескиваньем веток, в экивоках

Расходятся на стороны тропинки

К тропическим лесам

***

 

В конце концерта – церковь, цирк и центр

Большого города сошлись в одном лице

И вот на  звуковой костер концерта

Восходишь в это звуковое пламя

Как Муций Сцевола – любой раздор стерпеть

Пережигая омертвелый грех

Дождь молотит по клавишам, по крышам

Семь четвергов в неделю  в Петербурге.

***

Сегодня снег как  некий белый шум

Ведет метель  подвыпившей старухой

На шум наслаивает ветер тишину

Как будто лист Вселенской партитуры

Перевернулся сам собой и вот пробел

В Глобальной тишине перед тобой

Как мед размазывай музыку  по губам

***

Из царства Моцарта в объятия Цирцей

Как церковь – музыка -  Цирцея – лицедейка

И музицирует церковная Цирцея

Мерцает морок-цирк, в котором

Царили чары музыки

***

Алгебраические группы образуют

Согласно интуиции Сальери

Алгебраичность или симметрию

Конфуцианства , дух чистописаний

Перекликается со скрипами железа

С хрустеньем скал и скрежетом скрижалей

***

Ты занял место древнего героя

В него нельзя не верить, вовлекаясь

В ихтионическую карусель

Антиномических переключений мысли

С мельканьем звезд и солнц в твоих глазах

И только Ихтион за Стиксом не стихает

По всей Европе сеет мелкий снег

***

В концертном зале триумфальной аркой

В Концертный зал въезжает Древний Рим

Рукоплесканьями широкая арена

Приветствует триумф и чью-то смерть

Жестокость гладиаторских боев

Тяжелые работы инструментов

Гребущих дружно каторжных галер

Терзанье струн да истязанье труб

Под градом дротиков и стрел

На острие виолончельных партий

На дротики скрипичных восклицаний

***

Где тигр себе растягивает тело

Как черно-красную гармонь играя

Разнообразными ладами гнева

В игре воображенья Блейка

Да на прославленной Есениным тальянке

Кота тигрового в гармонь преобразив

Хотя и на фига попу гармонь

***

Ребенок по началу как Прокруст

Естество-испытатель, а потом

Палач и мировоспитатель, истязатель

Терзает кошек и котов, на никотине

Катает сам себя усаживая в санки

Салазки для такой савраски – рассказать

О том не мыслимо тому, кто сам не мог

Как парни деревенские гармошки

Растягивая полосатых кошек

Для извлечений из мелодий чувств

С мяуканьем и скрипом на мотив

Не смазанных уключин

Кошачий визг гармоник по ночам

На протяженье всей России наседает

Мне на воображение опять

***

В окно врывается похабный голос

Шерсть на носу и всякое такое

Разумный голый голос наглеца

Как всенародный фаллос голосует

Нагой врывается, четвероногим, наглым

Воображение исходит рвотой

Его блевотный голос из болот

Косматый голый голос гоготал

В окно врывался голос волосатый

Густой, шершавый – en cherchant des femmes

***

Во всей подлунной самый странный строй

И арфы-лучники, стрелки острейших звуков

Серебряными стрелами разят

Нас прямо в сердце – через чуткий слух

Подобны ахиллесовой пяте сердца людские

От стрел таких смертельно уязвимы

Мы сплошь испятнаны как лунным светом сад

Пятнистое тенистое пространство

Истоптанное музами , луной пронизанное дремлет

Как будто где-то лучники в строю на лунном поле

Как в царство черного Эреба держат путь

***

Пространство  разлиновано как арфа

Или как нотный стан – струнами проводов

На самом донце в куполе небес

В купели звезд, где плещутся лучи

Рисует шепот монотонный

Какую музыку разыгрывают в иглах

Своих лучей, в своих лучах, о чем-то

Летят - гудят как ангелы аэрофлота

К одутловатым облакам влекомы

***

Мы в церкви Моцарта чертя за сводом свод

В мечтательном мерцании сердец

Подобны трепету огней ночных свечей

По незнакомым переходам дома

Мы в церкви Моцарта прослеживаем своды

В мечтательно мерцающей среде

О чародей мой Вольфганг Амедей

Моцарт нежнейший

О Моцарт мой, когда ж не до тебя мне

***

Музыка языком заоблачных призывов

Святой Цицилии за клавесином

Мадонны с лютней или мандолиной

Врачует сердце и над ним воркует

Как  голуби воркуют над Европой

Врачуют сон ее голубоглазый

Врачует бред ее предсмертный ворон

Бывает, что и вороны воркуют

Железным карканьем перемежая темы

По перепуганной клавиатуре скачут

Копытами серебряных Пегасов

Какой бы смысл  имела б вся игра

Беспроигрышно-безадресная, сон

Нивесть кого о ком – о чем?

***

Орган подобен адовым вратам: за ним рычанье

Наружу вырываются из Ада

Орган сегодня в адские врата преображен

И загнан за его блестящую ограду

В осаду гневный грех посажен за орган

Грех этим стоном органисту отвечает

***

(ПРЯМОХОЖДЕНИЕ ПОЛЗУЧИХ ГАДОВ)

***   

Благодаря Христу остался Ирод

В истории – не так ли, господа?

В царях Востока он отнюдь еще не худший

Благодаря тому, что в царствие его

Пошло сплошное переосмысленье

Традиционных от пророков формул

Всего, что с именем Мессии осмыслялось

Переосмыслилось из велико-державных

В моральные мечтания сперва

Потом в эстетику претерпеванья

Истории как собственной судьбы

В конечном счете благостной, хотя

Не легкой, невеселой, господа!

***

Когда бы музыка воистину была для них

Для них одной и тою же любовью

Их желобов жестяных водостоков

Из просто скрипа жалюзи, из жерновов

Жующих время и пространство по дорогам

При помощи колесных экипажей

В колесных механизмов самых разных

Придуманных для наших переездов

К перемещеньям приспособленных –

Нас отовсюду музыка зовет

В ней окликают нас достойнейшие чувства

Свободные обычно ото всех

Свирепых обертонов или шумов

Порочных, грешных, злобных

***

В старых традициях всех инквизиций нас будут сначала

                             пытать истязаньем

Всех инструментов в оркестре – идет насыщенье пространства и времени воплями

                                                                   множества духов

Призраки звуки заводят вокруг хороводы

                             бесовски веселые пляски

Корчится каждый из них или только дурачатся звуки

В пестрых трико

Татуированный контоминацией сопровождением скрипок

Голому женскому голосу уподобляясь из виолончели

Души чистилища горькая жалоба

Здесь перекрестный допрос оркестрантам и нам  и самим

Из партитур исторгаемым душам чистилища

Все начинается здесь с истязанья самих инструментов

В пыточных этих орудьях – модели души человека

Их мазохизм здесь послужит решенью задачи – терзать состраданьем

Спелую душу трясти как жену или дерево грушу

Музыка в тот умозрительный сад уводящая нас в умолчанья

В благоухания звуков стоит после их замиранья

В синэстетическом этом саду я сойду к омовеньям

Собственной сущности мирно меня ожидающей годы , в теченье которых

Был я всего только средством, в котором она возбуждала

Отклики миру

Музыка, нас уводящая в тот умозрительный сад, где растут

Пышные гроздья  цветущих идей да теорий

В синэстетическом этом саду одновременно ярко и остро

Воспринимаются мысли абстрактные, страхи на ветках торчащие ярко

Я перейду к омовеньям в музыке этой текучей, прозрачной  и звонкой

Собственной сущности (сердцем она в просторечье зовется)

Сердце в холодных глубинах – в пустой тишине, так зеркально удвоившей мир

Но пребывает она, тишина,  отраженьем ближайших созвучий

Тех, что растили цветами в подарок Нарциссам – принцесс разумея под ними

***

          Дремлет чуткий, как Тютчев, камыш

Поскользнувшись на гладкой поверхности неба

Низвергается ветер под обликом музыки к нам

Ветер музыки вертится, падая с неба на нас как цветы листопада

Тростником Паскаль называет камыш, переводу библейскому вторя

Этот самый тростник у Паскаля, насколько я знаю

Из библейских псалмов – от царя-псалмопевца Давида

***

Гиперкоммуникозом должна называться болезнь

От которой не мрут непосредственно сразу и полностью

Я не хочу чтоб хаос приближался

Мной был построен столь уютный мир

Построен город, дом воздвигнут в нем

И дух настроен на боренье с ветром

Или огнем, не говоря об остальных

Моих стихиях

Еще томит толпу хмельной удой безумных звуков

Из разных труб надоенных, из воплей

Нащипанных со струн нервических красоток

С визгливых скрипок и гитар или гитан гортанных

В гортанных стонах контрабасов как отрыжка

Звенящей меди гнусные дисканты

Упрямо заняты доеньем слез

***

Особый струнный остов инструмента

Таких, как арфы или клавесины

Навешают на уши  суеты

Хрустально-ломких звуков леденцов

Скрипач  вычерчивает петли тут и там

Наматывает петли звуковые

Разбрасывает петли со смычка

Смычком как спицей для вязанья звуков

Навязывает воздух вездесущий

***

Позвольте это мне назвать музыкой

Душа бежит по каменным ступеням

Как по клавиатуре инструмента

Как бы по клавишам бежит девчонка к морю

Разжалобит она меня, сбежав

Душа бежит по звонким ступеням

Бежит по лестничному резонансу

И возвращается с оглядкой через эхо

Себя рассматривая в резонансе как в зеркале

Какие звонкие, однако, камни

Положены в основы этих стен

Душа-прелестница по лестницам музыки

С утра до вечера танцует что-то

Беспечно вытанцовывает что-то

Душа играет радостями плоти

И подражает ей судьба в своей игре

Везде тяжелозвонкое скаканье

С ума сошедшего фортепиано

Сама себя по клавишам колотит

Фотиссимо шального пианиста

В импровизациях на собственных безумьях

По перепуганной клавиатуре

Несется перепуганный пегас

***

Сквозь адский холод, ужас наводящий

О чем еще танцуют эти ведьмы

Терзающие воздух завываньем

Сквозь перекличку разных инструментов

Как будто бездна прободала твердь

Сей джаз дождался дождевого дребезжанья

Подобья джаз-сопровожденья

***

Орган – не то амбар, не то ангар

Для звукоангелов и психогромов

На психодроме возникают грозы

Ворочаются в черных тучах грозы

Дерутся розовые зори в небе

Как бы в подкупольных пространствах храмов

Как будто ангелы сдирают пленку кожи

Голубоватой – и под ней пространство

Как таковое начинает кровоточить

Орган вульгарностей не допускает

***

Не только костюмерия, но все

Сценографическое мастерство

Времен Моцарта или даже Глюка

Держалось на способностях оркестра

Интерпретировать, драпировать

И декорировать не только тело

Мужчины или женщины, но также

И в целом ситуацию – ансамбль

Пространства-времени, единство обстоятельств

Не розно мыслимых, как если бы они

Различным театральным механизмам

Как разным режиссерам подчинялись

Поэзию преображали силой

Во все богатство тканей звуковых

***

Но это в музыку ворвались воробьи

***

 

Коварство и любовь всегда вот так

Друг с другом об руку бредут

Он извлекает музыку из бездны

Как милую утопленницу

Но при попытке видеть воплощенье

Многозвучащую он бездну озирает

Испуганно. И замирает где-то

За бесконечностью мелькнувшая душа

***

         

Снежинки или капельки. Дождит

В глубокий двор-колодец и гудит

Его пространство как великий резонатор

Отличный музыкальный синтезатор

Мой двор преобразует дождепад

В неистощимый музыкальный кладезь

Со дна его идет упорный плеск

***

 

Слоги как звоны и звенья прозрачного слова        

Звонолюбивые речи

О Парсифале, о свисте стрелы на излете

Птицеубийцы под масками-клювами в лицах

Рыцари с озера

***

 

В Варшаве, листья вороша, Шопена

Напоминает даже ветер-шалопай

         

***

Дизайн старинных музыкальных инструментов

От женских форм перенимал текучесть

Затейливую кривизну фигур

Подобно белому блаженству в джинсах

Засунутому в тесную истому

 

***

 

Итак, пока карминный свет заката

Стекает по камням

Итак, привет вам, девяти каменам,

На каменных высотах Пиерии

Над всеми ветрами и над громами

Как во враждебном небе заблудившись        

 

***

Музыковатая в недрах слышня раздается                         

Музыковатое что-то звучит из пустого

Музыковатая где-то идет суета

Музыковатое что-то творится в небесном пространстве

И в подземельях земных, удивительно гулких

Мужиковатые бесы танцуют у них, антиподов

Не попрошайничай – из пустоты                   

Сплошного шума шарить будешь ты

В шороховатых шорохах Вселенной

Пускай настанет соло тишины              

Пусть будет только соло тишины

Ей безо всяких акомпаниментов

Настанет наконец такая пауза

Насыщенная информационно

Та благородная изнанка шумов

И даже музыке нужна изнанка

Фактура абсолютной тишины

Неблаговидная изнанка всяких дел

Мильярды бит в секунду – это норма

Без аккомпаниментов – тишина

Всегда особенно нег-энтропийна

По миллиарду бит в секунду из себя

Ты принимаешь с наступленьем тишины

Подобно митингу глухонемых в разгуле                           

Деревья машут издали друг другу

Как обезумевшие дирижеры – вразнобой

Глухонемая музыка деревьев

Неистовый концерт глухонемых

В такой вот коллективной пантомиме

Сад – дриадический балет Лаокоон

Сам дирижирует себе и всем вокруг

Весь сад в одном зеленом балахоне

Музыка эта как заика динамична

Жестикулирует во всем кордебалете

Своих дриад – они Лаокоону

Переживания свои передают

В той турбулентности душевного смятенья

Приходится переживать мотивы бури чувств

Достойные Бетховена, пожалуй

***

Погоды нынче таковы, погоды                       

Идут дожди, как ни проснешься утром

Становится болтливей тишина

В ней как бы образуется протечка

Просеивает шорохи дождя

И оставляет при себе, в себе

Все крупное и важное в звучаньях

В ней как бы образуется протечка

Воспоминаний мелких и тревог

Дожди, дождянки, дожденицы дожидались           

Всегда с готовым лепетаньем

Воды плесканьем за окном и стуком

По кровле крупных капель

Я помешался может быть меня

Теперь касается все во Вселенной

Все надо мной повисло повсеместно

Гудят соборно трубы водостоков

***

 

И даже музыкальный натюрморт

Нам преподносят голоса эпохи

Зловещий натюрморт из инструментов

Вторженье в музыку синэстезии

И синментальности, сининтеллектуальной

Дает синмузыкальный натюрморт

Как оркестровое саморазоблаченье

На оркестровой вакханалии , которой имя джаз

***

Мученье музыки – невоплощенность            

Как и у черта: мучится весь мир

Весь мир Абстрактных сущностей страдает

От недостатка суверенных качеств

И звуки музыки завидуют вещам

***

(ГРОМОХОЖДЕНЬЕ ГУЛЛИВЕРОВ В ПЕТЕРБУРГЕ)

 

***

 

 

 



Hosted by uCoz