Юрий Динабург.

 

ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ  ПРИМЕЧАНИЯ.

 

. .. об очевидностях

я отвечу такой притчей: году в 74-ом я должен был из какого-то детского лагеря

Академии Наук, не помню откуда точно, вывезти осенью свою дочку Настю

домой. Дорожка вела нас через лесок, в котором Настя стала по-пластунски

ложиться  на землю. Что с тобой,- спросил я,- в чем дело? Зачем ты? – Я, отец,

хочу понять… - Что? – А почему дети говорят, что Земля круглая? – А потому

что это неочевидно. Если бы это было очевидно – говорить было бы не о чем.

-А зачем неочевидно? – А потому что очевидно только то, что у нас поблизости.

Ты же видишь только грязь, по которой мы идем. – А почему? – А потому что

эта грязь – это маленькая часть Земли. Она заслоняет нам Землю, которую целиком

 можно видеть только с очень большого расстояния. – Как Луну?- спросила Настя,

показывая мне вверх. – И Луну мы видим не целиком, но ты молодец, ты

догадываешься, что значит «круглая». Я очень рад этому…

 

Понятно, что факты  нужны для созданья

Долговременных, прочных конструкций –

(За кентаврическим бульваром, где вдвоем

Нагие каменные Кастор и Поллукс

Железнобоких танковых кентавров пара.)

Но сами дерево и камень неспособны

Осознавать себя и чувствовать в себе

Свое строенье – эмоционально

Так должен кто-то заступиться и за них

Поэт, вступившийся за дерево и камень

Любовью к матерьялу одарен

Труд – это матерьялосбереженье

Святая терапия вещества

Уставшего существовать в тех самых формах

Какие были приданы Творцом

Материи – еще до наступленья

Рассвета в  первый день Вселенной

Который обозначил отделенье дня – от ночи

И суток в целом от бескрасочных времен

В которых не было ни тьмы, ни света,

Сплошная сутолока инициатив

 

***

По долгу всех отображений, память

Переворачивает все соотношенья

Причин и следствий: левое и правое

Меняются местами в отраженьях

***

***

Нет, Бытие не обладает нами

И мы не обладаем бытием

Но обладает нас –овладевает нами, а не мы

Владеем бытием, держа как бы в ряду

В ряду других своих владений – бытие

 

Не симметричны  наши отношенья

Мы сами обладаний не имеем

И вряд ли не имея бытия,

 Мы чем-нибудь имеем обладанье

Способностью владеть

Овладевать и сохранять во власти

***

В метафорах  приемлющие формы

Разочаровывают даже тех, кто

Уже воспитан при библиотеках

На роль литературного придатка

Позитивизм стремится к голым фактам

***

 

Небытие как полость Бытия

В которую трубит блаженный Бог

Трубит уже одним своим дыханьем

То самое божественное Нечто

Которое зовется бытием

Которому нет образа иного

Чем человеческое существо

Которому ничто не сообразно

Без человеческого существа

На роли зеркала для Божества

Которому нет образа иного

Чем зеркало, которым служит Богу

Чем эти маленькие зеркала

Слегка богоподобный человек

Богоподобье человека

Объемлющее некие пустоты

Которые Небытием зовутся

***

Во всей вселенной в целом ни добро

Ни зло, - а только их распределенья

В пространстве одновременности могут

Меняться непрерывно

А я осознаюсь в системе состояний

Переживаемых вневременным субъектом

Который памятью моей представлен здесь

Но где-то там, в альтернативном мире

Мне самому себя не опознать

***

Да что такое логика? Искусство

Вегетативного членения идей

И приживления ее побегов в виде

Жизнеспособных автономных организмов

Во сне при вегетации фантазии

Да, что такое логика? Искусство

Искусство быстрого преумноженья

В мозгу растущего разнообразия

Растительности мозга, микрофлоры

Хозяйничающей в наших нервных тканях

***

***

Сование носов в расщелины вещей

Зовется диалектикой у нас

Как бы игрой познанья всех вещей

Совать носы в диалектические щели

Вещей антитетично расщепленных

Согласно ленинскому пониманью

Любая вещь годится к расщепленью

Для раздвоения ее единства

          //найти в философских тетрадях

          Ленина определение Диалектики

          как раздвоения единого//

Вот для чего вещам дана была упругость

Чтоб не раскалывались вещи до конца

Как в  метафизике  сводилось к дуализму.

 

***

В своей мышинности мышление шныряет

По всем поверхностям существованья

Мышленье выгрызает щели и лазы

К изнанке бытия испытывая что-то

Похожее на нежность и на страх

Как мыслящие  камыши устремлены

К изнанке бытия – и все что нам мешает

Мышиным образом грызет мышленье  нас

Отсюда столько лиц – от грызунов

Заимствовано множество гримас

Возможно, что  иные из людей

Наделены особым интересом к Бытию

Особым эстетическим чутьем

И продуктивностью вниманья к жизни

***

Сознанье – лишь изнанка Подсознанья

А Подсознанье как изнанка своему

Сознанию – понятно всем, кто только

Ни пробовал заняться вышиваньем

Или хотя бы наблюдал занятья

Такого рода, как плетенье нитей

Или словес: изнанка только в самых

Простейших случаях похожа на лицо

И более, чем лицевая часть

Дает понятия о связности деталей

Всего изделья в целом

Подобно Древнегреческой Ананкэ

Изнанка наших жизней (лиц и чувств)

Фатально связывает все со всем

Как если достоверно знали мы

Что в нас удержится единой нитью

Плетущейся вокруг себя собой

И на себе самой имеющей одно

Единство от начала до конца

Сученье этой нити – это память

Ее занятие – шерстинки приплетать

Ворсинки как спиральки друг на дружке

Увязывать   

***

Черт-диалектик – извращенец духа

Изобретает он perpetuum mobile

Для вовлечения в сизифовы труды

По разрешению апорий, парадоксов

Для вовлеченья интеллекта в суету

Сизифовых трудов по вовлеченью

В Лаокооновы борения с собой

Сизифов труд – соблазн для мазохистов

***

В любви к своим теням мимобегущим

Известный нарциссизм воображенья

И к отражениям своим в потоках

Безостановочного времени, в которых

Никто не может дважды искупаться

Струи времен, возможно, не зеркальны

И отражаться временам друг в друге не дано

Как раз мы то и называем временами

Что абсолютно проницаемо взаимно

И не дает взаимоотражений

Среду прозрачную среди зеркал

Мы называем временем. Пространство

Насквозь прозрачное, чем бы оно

Не заполнялось – сменами событий

Само как таковое Время – пустота

Но турбулентностями кружит время нас

Переживая наше бытие

 

***

В риторике  абсурдов отвердев

В ретортах красноречья плавить все

Какое славное принадлежанье миру

Испытываешь ты, когда пытаешь

Какую славную сопринадлежность

К тебе испытывает этот мир тогда же

К самодержавью твоего соображенья

На королевском карнавале красок

Так возникает в мире человек

***

Есть еще организмы-идеи, которые из янусоид-абстракций

Из логических дебрей Платона идут в диалоги его, например в «Парменид»

Прорываясь из безд подсознанья его, может быть

Траектории этих идей-янусоид не так однозначны, как всякие графики функций

Синусоид и тангенсов скажем, а также циклоид

Ядовитых чудовищ, химер  янусоидных этих существ

***

Увы! В отличие от Филоктета где-то там

В стране библейской Уц, многострадалец

Иов зовет себя всего лишь должником

Несостоятельным заведомо пред ликом

Того, кто жизнью одолжил его и счастьем

Присутствовать на дивном карнавале

В котором темное Небытие

Сподобилось участия в веселье

Премудрости Божественной, плясавшей

От радости своей – когда Творец давал

Существование всему, что никогда

Ни здесь, ни где-либо еще не представало

Ни собственному зренью, ни еще

Кому-нибудь; ни слуху, ни каким-то

Другим либо возможностям участья

Присутствия, эмпатии – тем боле

Тому, что называют осязаньем

***

Мысль – слово производное от «мы»

Ведет свое происхождение у нас

Chez nous как говорят французы

Мышленье – то, что делают как мы

Мышленье – все, что нас объединяет

В едино - мы-слии единство бытия

***

Восток неистовствует против духа Запада

И негодует на упорство интеллекта

Как дисциплины, придающей целостность

В четырехмерности существованья

Субъекту человечности, душе

Иначе – личности…

***

Кто этот твой исконный Я-самотворец

В других вселенных ты своими близнецами

Представлен ,  в Зазеркалье , и, возможно,

Ты их опознаешь вернее, чем себя

***

В Овидии я вижу ламаркизм

Дает динамику всемирных превращений

Со скоростью танцующих огней

Как огненные формы в очаге

Соскакивают с сущностей вещей

Их временные формы в маскараде

Существованья образуют праздник

Свобода духа отлучиться прочь от форм

В которых душам суждено друг другу

Являться и друг друга соблазнять

Так суть свою утратившая вещь

По-своему становится токсична

Взывает к мести каркающий ворон

Над помертвевшей вещью

***   

Как некий Гегель в герольдии идиом

Над генеалогическими тайнами эпохи

Из родословной Мирового Духа

И всех его колен и поколений

Пыхтит над тайнами генеалогий

В которых затаились минотавры

Трансцендентального Субъекта узурпатор

Принявший титул Мирового духа

Титулатуру «Абсолютный Дух»

***

Ведь антиподы в явной антитезе

Лишь  продолженье нашего пространства

А не  такое удвоение его

Тень сослагательного наклоненья

Индикативу сопоставив равноправно

В котором удвоенье Бытия

Осуществлялось бы по образу проекций

На плоскости его дальнейших вариаций

По сослагательному наклоненью вниз от света

Источника мыслительного

Какие тени из его модальных

Альтернатив ложатся на эпюр

Модальных – сослагательных проекций

Поскольку все, что именуется реальным

Привычно мыслить чем-то своевольным

Ведь главное, чем удостоверяет

Себя реальность – это независимость

Веселье вещи – быть самой собой

Среди событий Бытия  на траекториях своей особой воли

В каком бы смысле не определялись

Понятья быть внутри или вовне

По отношению к реалии, которую

Имеем мы в виду. А то, что ни в каком

Определенном смысле не принадлежит

К наружному пространству, для чего

Не существует разделения на «вне» или «внутри»

Вненаходимость – это состоянье схоже

Иллюзии схожденья параллельных

 

***

Но если существует что-то в мире

Свободой обладающее в смысле

Не поддающееся вынужденьям –

То существует бог – не то на небе

И, значит, в мире, а не то превыше

Вселенной сотворенной – трансцендентно

Вне мира, пребывающий – тогда и

Бессмертье есть и сверх существованья

Реальность вечная, не разделенная на части

Есть обитаемая в духе та свобода

Которая зовется Бытием

В отличье от существования во времени

Которое зовется становленьем

Но сверх того и более того

Исчезновеньем, прохожденьем, удаленьем

От самого себя должно бы зваться

 

***

 

 

Не замыкают ли идеи объективности

И воспроизводимости феноменов

Любые наши рассужденья – в круг порочный

Логически порочный – с точки зренья

Формальной логики модальности de dicto

А не de re: когда мы говорим

Заняв позицию вне тех феноменов

***

Прозрачный лес математических абстракций

Сквозя холодной осенью, сухим

Началом той поры, когда насквозь

До бесконечности просвечивает взгляду

Меланхолическое небо – пустота

Расчерченная  схемой  трансфинитов

Восстанье в царствах духа на Творца

Понятно лишь как эмоциональный

Протест против эстетики абстракций

Бунт чисто эстетического свойства

Как  было в шестидесят восьмом  в Париже

***

Что означает слово Абсолют?

Единство и Первоначало? Нечленимость

В его структуре? Лишь континуальность

Которая в любом его члененье

Не потеряет ничего в структуре

Имея то же самое устройство и строенье

В любом большом и малом, в бесконечном

На том континуальном море духа

 

***

Чтоб видеть то что сущностью зовется

От оболочек отрывают лепестки

Чтобы до самых сущностей добраться

Ты после вспомнишь лепет лепестков

Друг с другом разлучаемых простыми

Прикосновениями наших пальцев

Я вдоволь нащипался этих легких как мазки

Нежнейшей кисти живописцевой оттенков

Как бы теней тянущихся вдоль самых

Поверхностей – как солнечные блики

Тянуться могут вдоль по оболочкам

Всю оболочку растерзав на лепестки

С пустышкой остаешься на один

Подобный каверзный эффект: в итоге

Вылущиванья оболочек с них

Вы остаетесь с разочарованьем

Один как говорится на один

С обыкновенной Пустотой, с Ничем

С которым даже некого сличить

Не то что позитивно поместить

Между каким-нибудь Тем-да-Этим.

Метафизический наводит ужас

Подобная иносторонность всем

Размерностям пространств, многообразьям…

Ты остаешься с чистой пустотой

***

Тут неуклюжесть мозга или краба

Стремящихся перевернуть предмет свой

Несоразмерны их масштабам и структуре

Их самоуправленья и привычным

Их навыкам. Мозги и кисти рук

Не всякую перчатку в заузленьях

Способны вывернуть наружу (наизнанку)

Настолько ловко, что в теченье жизни

Успеть понять устройство своего

Существования. Достаточно ловка

Рука должна быть в состязанье с крабом

Или змеей, когда «Лаокооном»

Быть должен мозг ее, борящийся за жизнь

С живыми ситуациями бреда-осьминога

Которого не могут ни объять

Ни увязать по-своему ни мозг твой

Ни разветвленные тобою пальцы рук

На роли щупальцев воображенья

Ладонь твоя испытывает спазмы

Неловкости

***

Конструкции у некоторых душ

Построены по луковичной схеме

Бутона из прозрачных лепестков

Полупрозрачных, никогда в цветенье

Не вовлекаемых – и кто бы их заметил

Пропитанная горечью обиды

Душа лукавая, по луковичной схеме

.

***

          Хотя поэты как хирурги

Высвобождают сущность бытия

Из-под различных видимостей, чтобы

Она оказывалась красотой

Хирург высвобождает красоту

Как скульптор – наготу любых вещей

Посредством раздевания, посредством

Стриптиза истины – она зовется сущность

***

Поговорим еще о том при встречи Там

В потустороннем: вечность позволяет

Найти внимание и к парадоксам

Заняться рассмотреньем антиномий

***

Некогда дамой отменной во множестве смыслов я был посвящен

В замыслы повести о человеке несчастном , об одержимом идеей

Что существует какой-то его антипод дальнодейственным способом неким

Опустошающий личную жизнь

Сей  одержимый желаньем скорей отыскать своего антипода

Антагониста сумевшего блага себе оттягать при разделе

Зла и добра в этом мире, оставляя на долю ему все дурное

Чтоб отомстить за неравенство в распределенье

Жизненных благ между ними

***

 

Геометрическая оптика для твердых

Поверхностей – для твердых тел годится

Так твердые тела дают себя познать

В геометрических своих границах

Душа поверхности телесные обходит

Поверхность в твердом теле узнавая

Его геометрический прообраз

Полны пространства разных энтелехий

Предметы жидкостных структур приобретают

Себе границы в твердостных структурах

Им сопредельных тел субстанций твердых

 

***

Сознанье скромное ограничений

Глубоким знаньем налагаемых на все

Возможные для разума проблемы

На все, что выразимо в языке

Обезображенное обезболит

И нечто вроде фокуса представит

В обнаруженьях обходных маршрутов

Путей в обход законов естества

И только где-нибудь монах угрюмый

Философ уксус Вам предложит в утоленье

Духовной жажде, если из пустыни

Фантастики вам выбрести случится

Ему навстречу

***

Шел как-то старый Гегель в шубе - шуме

Огромной нижней челюстью страша

Страшней, чем Томас Мор в его мехах

В гольбейновском портрете

А ветер злой свистел в торчащих, голых

Ветвях теорий философских

Зимою происходит рост абстракций

На снеговых полях воображенья

И Гегель в грязной шубе, Шуберт, птицы

Из Шуберта посвистывают  мне

***

Придется скоро термины принять

Такие как ортобиоз и ортозой

И говорить о метазое духа

О прарозое камня и металлов      

О гипер-зое или гиппозое

Системный зоон-кибернети-кон

***

Тогда как мозг – великий синтезатор

И занят вечной доработкой плоти

До совершенства или полноты

Достройкой обнаруживаемых в мире

Квазисистем и псевдоорганизмов

Мозг восполняет их до совершенства

И так и этак пробуя игру

***

А вот еще коан буддийский о бедняге

Над бездной удержавшемся зубами –

Ветвь закусившем. Он висит на высоте

И слышит голос свыше вопрошает

- Скажи, кто ты, скажи – и я тебя спасу

И вот слабеют челюсти сновидца…

Такие садистические сны

И мазохистские фантазии в пределах

Попыток разрешить проблемы Бытия

***

Уврачевать тревогу нашу в том что

Перед любым началом кто-то был уже

Кто начал это самое начало

***

Психическая деятельность в нашей

Уже привычной всем – оптической модели

Перископической – с системою зеркал

Которым солнечные зайцы как мячи

Нужны, чтоб ими перебрасываться все же

Содержит молчаливое признанье

Что кроме отражающих друг друга

Зеркал – еще реально существуют вещи

Свет отражающие не пассивно

И потому не только пустоту

Друг другу однородным светом мечут

Но образы природы незеркальной

Возможно, единичный, как и Бог

***

Отлично было бы как бы в часах песочных           

С переворачиваньем времени, теченье

Возвратное в клепсидре обустроить

Из одного вместилища в другое

Переливать порожнее в пустое

Переворачиваньем их очередным

Попеременно нечто возвращать

Так опрокидывая времянакопитель

Мы заново пускаем в ход

Perpetuum mobile мировой

Сменились все разграниченья в части

Различий тем что невозможно

И тем что может совершаться в новом

Теченье времени

 

***

          Противоречие есть сущность каждой вещи?

          Не что иное как признание  того,  что

          Все в мире двойственно и все в себе таит

          Полярности души и вещества

          И все контрасты в бытии сводимы

          К противоречьям духа и материи

В Аду увидел Данте, как Бертран де Борн

Являл собой подобное единство

Нерасчленимое и все же расчлененное

Для метафизика поэта. Он видал

Как тело безголовое коптилось

Он сам себе светил. Их было двое

Единый целый в образе двойного

Рассудку это было вопреки

Тела болезненные грешные игрушки

Для добыванья индивидуальных

Духовных сущностей, монад

Душа, носительница отпечатка

Существований, в душах растворенных

Как для кристаллизации его

***

Идет с небес холодный дождик гегель 

Ногам расквашивает уличную грязь

Что познаваемо – то матерьяльно

Когда познанье подразумевает

Критерий воспроизводимости явленья

В экспериментах. Все, что однородно

Доступно воспроизведенью из условий

Достаточно простых, чтоб с полнотой

Они могли быть определены

Итак, допустим, что духовный мир

Лишен той однородности

Какую мы находим в феноменах

Материальных

Допустим, что понятье простоты и есть то общее

Что замыкает свойство «матерьяльность»

          Определяемое через простоту

***

В  потребности к общенью дух                        

Найти себе  телесный образ должен

Загадочное сопряженье нежной плоти

С упругим духом образует душу

Как бы скафандром облаченный дух

Гуляет по планете человеком

Загадочное сопряженье с плотью

Терпеть готово тысячи природных

Страданий, мозгом умножаемых к тому ж

Дух избегающий Небытия

Посредством сопряжения его с животной

Ему служить готовой оболочкой

Животное теряло шерсть и перья

Душа плодилась чувства растопыря

И обретала снова интегральность

Энергии, с которой дух взыскует

Соединенья с материальной плазмой

Черт сломит ногу в том разнообразье

Условий, налагаемых Природой

На все ее существованья. Сложный код

Зашифровал от черта и ученых

Природный ход событий в этом мире

***

Все двойственно в природе и приводит       

На ум сравненье наших восприятий

С пространством водным: отраженный в нем

Вниз головой стоит привычный мир

С тех как в мир явился человек

Все пародировать посредством отражений

Сознанье пародирует весь мир

***

В аллегорические формы жизни                     

Преобразуются душевные движенья

Природу в аллегорию страстей

Выстраивает космос/волосатый

Увековечивая бедные останки

Той индивидуальной сущности-души

Цветы и травы – кроткие следы

Метампсихических преображений судеб

 

***

Мы можем мыслить не противореча

Себе постольку лишь, поскольку общий строй

Единство в Беспорядке образует

И множественность всяких беспорядков

Не мыслима, по доводам науки

О множествах.

Как математика – о множественном мире

До бесконечности ничем другим

Не ограниченном. Так антиматематика

В ученье элеатов положила

Начало философии как спора

С математическим мышленьем: все едино,

А числа – только функции для ловли

Иллюзий, для отлова – солипсисту

(Каким обязан сознавать себя любой

Из элеатов

***

Диалектическая логика трактует о вещах определенных

Не обладающих только долговременностью для нас

Но даже объективности лишенных

Предметом философии по этой сократической

Иронии – окажется метафора, отнюдь не что иное

И все ж метафора окажется опять-таки  единственным

Предметом философствованья – как бы

Не зарывались мы в языковые

И риторические феномены восприятья

Предпочитаю перечитывать Платона

Работать в жанре дидактических поэм

Изысканность ища в оксюморонах

Плещась в блевотинах воображенья

***

 

 

 



Hosted by uCoz