ЮРИЙа ДИНАБУРГ.

 

ПРОСТРАНСТВО

 

 

 

аИтак, файл лПространство╗:

 

лИ времени надо бы повременить╗,

Как это примерно сказал Гарри Хотсперт

В шекспировском лГенри Четвертом╗ааааааааа -

Такой вот случился у наса АМФИБРАХИЙ.

***

Такое театронное устройство Бытия

В парфенократии мне виделась возможность идеала

Парфеногнозия , любимаяа наука

Икается и Канту, как и мне

аА эвмениды в масках неизменных.

***

Чувство реальности, то есть частично

Вот именно чувствуя себя частично

Какой-то взвесью, витающей в воздухе

Силоюа импульса или устойчивости волчка

***

Тихая музыка в заснеженном парке

Далекая песня перед заходом солнца

Тихое радио с грустью за стенкой

Или на улице ночью пустой

Воспоминанье о камерах тюрем

В пространствах, расчерченных нарами

***

В ночь, когда я ушел из дома

Осень сеяла грусть свою

Мне, веселому, молодому

Опостылел родной уют

Свежий ветер мне в спину дующий

О далеком о чем-то поет

Я еще не упал. Я иду еще

Ночь темна и равнина пуста

У русалок глаза удивленные

Кораблей паруса отдаленные

Это вам не лЧума╗а у Камю

Я русалок весёлых люблю

аЯ иду и ловлю на ходу их

Те бегут от меня на ходулях

Dance macabre

***

Рассвета розовый веераааааааааааааааааа

Блаженно тянется время

По жилам мороз

Мы спим в рассветном гареме

Полураздетых берез

 

***

Мне бы дом иметь небольшой Ц с камином ааааааааа

Да с окном в простор , не на пивную

Чтоб зимою расцветала наледь

Филигранным ледяным узором

***

Жилище Ц сцена, где такую пьесуаааааааааааааааааа

Тыа можешь разыграть в своем кругу

Ктоа сам такой и что бог обозначил

Твоим присутствием в окрестном мире

Твоим вхождением в его контекст.

***

 

По разной динамике мы времена

Различать в состоянии лучше всего

Вот время плывущее вроде воды

По-над временами, подобно пескам

На дне водоемов лежащим

Осевши в пустотах времен-монолитов

Песчинки мгновенья вгрызаются в массу

Соседственных монументальных эпох

***

Оптика умозренья

Практика шарлатанства

Радость преодоленья

Жестких структур пространства

***

Вочеловечивать себя во льду и снегеаааааааааааааааааа

Дано было России Ц существу

Особенно прозрачному Ц ни взором

Ни ощупью ее не уловить

Зато и говорят, что не понять

Умом ееа ни умилить уменьем

Итак, и ощупью не уловить, а только

Игрою памяти и доброй волей

Приблизиться, насколько пожелает

К тебе хороший выслав снег Ц прекрасной Снегой

На этом насте с тишиной такой что

Порывистые очертанья женских

Вокруг танцующих в ночи при лунном свете

Русалок снежного пространства уа пейзажа

Полупрозрачные одежды дождевые летом

Полубожественных властительниц речных

Такое снежное у нас воображеньеаааааааааааааааааа

В котором моделируется все

В которома все Создатель представляет

Все моделируем мы в снеге как в насмешку

Едва замешкаешься Ц тает твой шедевр

Всего лишь на полгода в белизне Ц

Все моделируется в белом матерьяле

 

 

***

Его риторика затягивает нас куда-то дальшеаааааа ааааааааа

В зияющую щель Ц единственную между

Пространством нашим Ц и потусторонним

Которое мы мыслим где-то там

На обороте замыканья мирового

В пространствах здравого рассудка, в мире

Первичного нам всем существованья

Для нашей памяти первичного

В зияньях межпространственных пустот

В абстракт Небытия между пространств

Евклидовых и менее простых

В расщелинах таких между пространств

Куда иа Мефистофелю заказана дорога

***

Ты осознаешь вдруг, что все пространство

Не что иное, как единство всех вещей

Которые ты можешь тасовать

Растасовать по-новому, расставить

Друг другом заслоняя, отстраняя

Но по определению ничем

Незаменим и неустраним

Между вещамиа малый интервал

 

***

Мы все навязаны самим себе навеки

С самим собой, каким бы самозванцем

Не ухищрялся бы ты выступать

В истории ,а когда

Неа обоснованноаа оно на небесах

Где связаны высокие созвездья

Вся в звездах ночь встает

И назревает это настроенье

***

Клянет Экклезиаст превратности времен

До рвоты доводя воображенье

Поддеть педанта завсегда отрадно даже

Хотя и самиаа станем оттого же гаже.

 

***

Российская среда пространна, хаотичнаааа ааааааааа

Как ближний Космос, - в ней дается нашим людям

Освоиться с природой пустоты

Войти в эстетику пустынного пространства

Устами собственными изострить

Звучанье речи гармоничной и достичь

Мистического соответствия эмоций

И мотиваций наших действий

***

ааааааааа

Пространства-времена, уступленные Злу

Не составляют никаких единств

Российская среда пространна, хаотична

И чтобы выжить человеку в ней,

Необходимоа глазомерома обладать

Суворовским отменным глазомером

***

Не зря вздувают небо пузыремаааааааааааааааааа ааааааааа

Пространство спит, влюбленноеа в пространство

В пространстве много разных полостей

Где я гулять привык в голубоватых чащах

В густейших зарослях воображенья

Стопа к стопе ступают эти строки

С уступа на уступ восходит слух-

А вслед за ним и зрение скользя

Уступчиво к спондеям и пиррихеям

Сердечность в ямбе есть, ей богу, я бы Е

 

***

аааааааааааааааааа

Воображенье обременено,а оплетено

Воспоминаньями, как простынями

Пространство спит и видит сны, пространство

Влюбленное, как мнится Пастернаку

Потусторонность, запространственность, поляна

И Pater Noster шепчет ксендз

Потусторонность то есть занебесность

Пространство спит в завидном постоянстве

Под переменчивостью настроений

Погод, невзгод, для всех широт-долгот

Идет стряпня в клубящихся туманах

Как в третьем действии лМакбета╗ у Шекспира

 

***

А ветер воздух протирает в твердойаааа аааааааааааааааааа ааааааааа

Уверенности Ц завтра хватит влаги

И водворяет в небо свой порядок

И это тоже называют морем

Диктует оптика воображенью

Свои необъяснимые дела

Небесполезные на самом деле в небесах

Так соглядатайствует умозренье

***

Как жаль, что в практику ускоренного сносаааааааааа ааааааааа

Градостроительных ошибок наших

Доныне не вошли землетрясенья

А то бы Петербург наверняка

Сейсмическим подвергся перестройкам

Не ведая ни жалости, ни гневаааааааааа аааааааааааааааааа ааааааааа

Градостроитель первым долгом Петербург

Стряхнул бы в лоно Финского залива

Какие неронические страсти

Такие невротические страхи

***

Пространство-время Ц мельница событийааа ааааааааа

Но допустимо расщепленье струй

Возможностей, времен et caetra

Так позволяет расщепляться струям

Струям дозволенное расщепленье

Взаимоотчуждения времен

Галактик, например, бегущих друг от друга

***

Бросаю Кроносовы фаллосы опятьааааааааа

Бросаю в эти новыеа эпохи

Нам нужно новым Кроносам рубить

Их фаллосы Ц для вспениванья моря

Антикроническое возмущеньеаааааааааааааааааа ааааааааа

Владыки Зевса и кастрация Отца

Папаши Кроноса Ц отнюдь не для Фрейдизма

Морализация Ц а прототип

Расправы Одиссея с Полифемом

***

Все это кончится как дождичек в четвергааааа аааааааааааааааааа

Трещит свеча и длится ожиданье

Дождливой осени. Четвертованье года

На разные сезоны в свой черед

Коленоприклонениеа календ

Семь четвергов дождливых, дожидаться

Чтобы по пням и шляпам дождьа опять

По барабанным плоскостям пространства

Пошел-пошел опять шершавый дождь

Cherchez vos femmes, mon cher ami

Пошел опять по пням и шляпам дождик

По головам и крышамаа Замешательств

Не будем в чувствах допускать

Самозабвения Ц воспоминанья

Как ходит дождь по тишине, по крышам

По вишням Ц клювами, по клавесину

По клавишам Ц касаньем пальцев. И

Ушами Ц по затылку ходит страх

 

***

аааааааааааааааааа

Радиоволны бороздят пространство

Нет ни покоя там, ни тишины

При тесноте пространств альтернативных

В России пустота бывает тесной

Духовная Ц при тесноте телесной

При духоте и спертости дыханья

В пределах общежительства, в просторах

Теснятся бесконечные пустоты

И все пестрит пробелами в понятьях

И пониманием вокруг растет

Живая мертвечина

***

Как то писалось бы японской кистьюаааааа аааааааааааааааааа

На шелке, на изысканной бумаге

Круг солнца Ц черный на белейшем фоне Ц небо

Изображающем Ц и вместе с тем черты

Почти прямые Ц стеблей тростника

***

аааааааааааааааааа

Воображение, крутясь, летит в пустотах

У каждого из нас однако же своя

Баллистика воображенья: вот

Фантазии, крутясь, летят в пустотах

Частицы всякие Ц неважно даже

На что они в отдельности похожи

На мелкие снежинки, может быть

На облака Ц текучие идеи

(Как это у Верхарна? Ц Вкруг земли

Слепя глаза всегда и днем и ночью

Вращаетсяа гроза из облаков

Которые идеями зовутся

По разумению Платона и его

Поклонников, учеников, адептов

Пустыня внемлет Богу, все творенье

Общается с Творцом почти на равных

Неузнаваемо метаморфозы

Великодушно напуская на себя

Частицы певчие чего-то так сказать

Метель вскипает на костре мороза

Который жгуч как пламя преисподней

Вскипает по гипотезе Левкиппа

Частицы времени Ц вот что такое

Все эти атомы у них на самом деле

Вне досягаемости каждый временной

Потоком ветра временного унесенный

Момент эмоции. Так проще мыслить

Поскольку безответственней, чем ссылки на судьбу

Пожалуй, только речь о временах

***

 

Как перенаселен уже сейчас кромешный мир

Когда бы ад был малонаселен

Как наш сибирский север и канадский

Арктический простор Сахара и другие

Пустыни жарких стран, то никого бы

Не ужасала вечность адская. Важнее

Всего важнее, чтобы не было избытка

В свидетелях совместного страданья

Чрезмерно населенное пространство

Всегда становится для человека адом

И если бы в Эдеме оставались

Адам и Ева , размножаясь безгреховно

То очень скоро сад Эдемский стал бы адом

Каким бы ни был он огромным

Как не был бы обширен этот рай

Он стал бы Адом потому что размножаясь

Они друг друга неизбежно бы теряли

В толпе себе подобных. Если же

Пустынным оставался бы Эдем

Он обрекал бы человека заблуждаться

Среди красот природы и терять

Ориентированность друг на друга

Мы продолжали бы везде терять друг друга

В зеленых или пестрых безднах рая

Среди различных ангелов гуляя

Мы предпочтенья друг для друга не нашли бы

Куда в Эдеме дели бы мы детство

Где мы в Эдеме дели бы его

Для человека главный ужаса в том

Как перенаселен уже сейчас кромешный мир

***

Обыденную мысль сопровождает

Тот расточительный речитатив

На темы космологии вещает

Языкотворческие мифы совмещает

В традиционной нашей речиа образ бездны

Источник беспорядка во Вселенной

Он не в одних моих черновиках

Мои черновики и комната моя

На пятом этаже , дом в Старом Петербурге

Глобальный образ беспорядка в небе звезды образуют

Небезызвестный демон реет надо мной

Когда итог подводят дню на небосводе

Для запуска в хожденье по мирамааааааа аааааааааааааааааа

В загалактических Вселенных, в черных дырах

Мой разум изымаем был не только из мозгов

Но даже из платоновской души (моей психэ)

Из личной памяти иначе говоря

***

Мгновение мучительно протяжно как струнаааааааа ааааааааа

Оно дрожит для звуков тетивой

Звукометательного аппарата

Поэт Ц кто приучил к повиновенью

Побочные прекрасные мгновенья

Но смотрит с чувством превосходства Автор

На беспокойныеа Фауста усилья

Остановить прекрасное мгновенье

Как это делается с нами при оргазме

Его в спираль сворачивает чувство

***

аааааааааааааааааа

Как утро открывает вам утраты

Что вечер вычернил на черном поле

Утрирует в нас чувство новизны

Пространства-времени веретена

Жужжат, воображению суля

Сквозные нити, прошивающие нам

Причинностью сквозной

Что вечер мне вычерчивал на черном

***

Я не берусь описывать красотыаааа ааааааааа

Ночное небо мне не по карману

Мне не воздать каким-нибудь восторгом

И обращение времен направить вспять

 

***

Как мертвецу бывает не к лицуаааааааааа ааааааааа

Участвовать в общественных весельях

Гниющей почвы и гневливой мертвечины

Влечение к участию во всем что

Дает себя почувствовать живым по временам

И благородной солидарностью поэтов Ц

Совсем иное обнаружил Пушкин: даже

В среде у благороднейших артистов

У мастеров, работающих с самым

Летучим и прозрачным матерьялом

Со звуком как субстратом всех эмоций

Со звучностью как движимостью, к духу

Прикосновенной Ц в самых очевидных

Взаимоотношениях Сальери

И Моцарта Ц отчетливый контраст

Двух одновременно живущих музыкантов

Сложней всех темных лабиринтов Ада

Спиральнее и мебиусней змей

Обвивших ось земную, ось земную

И остальную ось стальную с остриями

Ориентированными на далеких ос

Сосущих ось земного обращенья

Вокруг себя, вокруг самой земли

Небесных ос, прекрасных звезд полярных

Сидящих на ветвях незримого цветка

Земной оси, искорененной в недрах

Страдающего вечностью InfernТа

Совсем не дантеански, не вергилиански

Слагается система отношений

В глубинах самых имматериальных

И бескорыстных служб абстрактнейшей из всех

Духовнейшей из всех форм Красоты

Как таковой Ц в себе и для себя

Согласно Гегелю, допустим, современно

Его мышлению Ц наш Пушкин ставит острым

Контрастом Данте и Вергилию Ц своих

Принципиальнейших служителей искусства

Морали трансцендентного Ц музыки

По обе стороны добра и зла

Равно витающего беззаботно

Моцарту и Сальери в равной мере

При прохождении земного Ада

Категорических императивов

Морального порядка им не шлет

Их благороднейшее из искусств

Категорических императивов

Не шлет им музыка как таковая

Есть только разница психосоматик

В житейских сущностях Моцарта и Сальери

Двух сыновей гармонии

Нам никогда не прояснить надежно

Что на слуху у Пушкина могло быть

Из актуальных в те года суждений

Академических кругов Берлина

И всей иерархической структуры

Вхожденья гегелевских абсолютов

В структуру мировых культур, которым

Уже когда-то Гердер учредил

Пирамидальное сооруженье

Мышленья своегоЕ

***

В темных владычествах ночи по своему движется времяаааааааа

Времявращение века подводит к своим завершеньям

Прялка гудит и поет неустанно мотая

Пряха незримо как в зеркало в очи глядится тебе

Буря Гомеру служила машиною времени. Если бааааааа аааааааааааааааааа

Если б корабль Одиссея столкнулся случайно с машиной

Времени, мчавшейся между различных эпох

При прохожденье подобных машин через наши пространства

Возмущены все поля, вероятно. Особенно за гравитацию

И за инерцию что-то ответственно в нашем мышленье

И с Одиссеем в гомеровской буре могло быть подобное что-то

Произойти. Столкновенье с машиною времени, мчавшейся мимо

Буря подобным же образом после служила Шекспиру и прочим поэтам

В роли машины времен в театральной механике мира, в истории

лБуря╗ сложила широкие крылья Шекспиру. На рукопись лБури╗

Старенький плащ его лег

В неисторический топос утопии мага Просперо

Старец Просперо с прекрасной Мирандой

***

ааааааааа что Время все Ц у Бога, а у насаааааааааааааааааа ааааааааа

Одни мгновения Ц снежинки века

И вечность выпадает понемногу

И убеляет наше пониманье

Безвременности наших ожиданий

Переменности временем небес

ааааааааа Как небо временем беременно. Берем

ааааааааа Строку из Мандельштамааа как пример

Вневременности нами обсужденных

ааааааааа Проблем Ц пробелов бытия

Переживаемого. Иногда в кристаллах

Мгновения взмывают

***

Мы можем видеть вещь, пока наружу

Не вытечет таинственное время Ц

Упругая начинка бытия Ц

Единая субстанция вещей

Любых размерностей и форм. Возьмет Творец

Какую-нибудь точку, например

Надует эту странную штуковину Ц и вот

Возникнет наша бедная предметность

Растущая от надуванья временем

Растущая, но видимая нами

Вселенная растет, и тяготит

Воображенье человека чудесами

Своим присутствием согласно всем

Законам физики и логики Ц насколько

Мы можем их себе вообразить

***

 

Там, по другую сторону пространстваааааааааааааааааа ааааааааа

Границы двух реальностей, которым

Единственный посредник Ц человек

Единственный, при ком между пространств

В их разделяющей перегородке в Настоящем

(Они друг другу Будущим и Прошлым

Служить должны как будто симметрично

Корпускулярная реальность в прошлом

Существовала в виде волновом

Покуда будущим была. Но проходя

Через реальность эмпирических/событий

ааааааааа Через события переживаний сцепления

Сквозь настоящее, где ты с экспериментом

Из волновой в корпускулярную природу

Преобразует все в себе. Ведь Будущее только

Упругий мир возможностей

Реальность настоящего зовется эмпирией

Преобразующей волну в частицу

А человек в ней преобразователь

Как настоящий черный ящик

Ты в настоящем только черный /ящер/ ящик то бишь

***

Как плеск печальный в берег дальний. Волныааааааа аааааааааааааааааа

Ритмически спешат друг другу вслед

Спешат друг другу вслед ритмично так, что плеск

И умирает и тотчас же тот же самый

В мир возвращается, кака будто чья-то речь

Как о своем бессмертье

Как что-то призрачное говорит нам

Издалека, от берегов отчизны дальней

Забытой здесь

Всегда чужое по происхожденьюааааааааааааа

Оно сродняется с тобой настолько

Что ты вживаешься в былые жизни

И с ним в тебя переселяется душа

Метемпсихически Ц чужая память

Твоей становится в игре словами

***

Старушки-нищенки, праматери идейааааа

Старательно стирают Прометею

Материальные стихии тьмы

Во тьме материи таимые

Старательно стиральщицы стирают

С поверхности того, что называют

Оперативной памятью моей

Застиранные вечностью бинты

Для пеленанья Бытия-Пространства

Из марли сотканной фата-морганы

В богами обитаемых пробелах бытия

***

Недолюбил, недописал, не добежал

До рубежа , и вот разубежден

Ночь в этих черных, отягченных скорбью

Зловещих занавесах Ц драпировках

В заупокойной позе

На черной шкуре женщина лежит

Она зовется ночью очевидно

***

Пер Гюнт, пригнувшись, дышит перегаром

Здесь бытие чистейшего Ничто

Нам Нечто поставляет, зачиная

Небытие от Бытия, существованье

Чистейшее Небытие имеет плоть

Существованьем именуемую в тайнеаааааааа

Почти нащупал я, в чёма суть

 

***

Но на какие мысли наведетааааа аааааааааааааааааа ааааааааа (Я)

Традиционный праздник Ц Новый Год?

Отбрасывая, время крутит прялки

Старушек парок. В парке снег да иней

Роскошной инкрустацией на ветви

Себя укладывает

В нас все вращается, как бы

На Новый Год нам в полночь надо склеить

По всем краям концы и все зазоры

Во временах способные открыть

Утечку тех или иных субстанций

Сквозь щели времени втекает энтропия

Воображению любую чушь позволит

Пока металла звон не возвестит

Нечистой силе через эти щели

Что ей пора убраться восвояси

Она всего сильней зари боится

Внедрятся в нас и в нашу суетную жизнь

***

 

Вопрос: кака это все

Возможно без меня? Как будут продолжаться

Очарованья неба и земли

Без моего присутствия Ц участья

Чем, как ни собственным моим вниманьем

Животворится бытие вокруг.

И очевидно, из того что будет длиться

(Что бы не длилось) Ц длиться буду Я

A fortiori, -чтоб ни исчезало

Но я исчезнуть не могу от самого

Себя Ц единственного в некотором смысле

Что очевиден Я, поскольку мысли

Поскольку мыслимое существует

Поскольку кем-то мыслится уже

Необитаемое бытие

В попытках как-нибудь себя запечатлетьаааааааааааааааааа ааааааааа

На ликах впечатлительной земли

 

***

аааааааааааааааааа а над намиаа

Теперь кружат не ангелы, а звезды

Я дилетант. Чуть пригубив проблему

Губительную, углубляюсь в бездны

Воображения. Облюбовав безлюдный

Простор безумия. В беззубой пасти звезды

Ночного неба Ц в многозвездной песне

Бездельничают

Зато искусство Ц не существованье

А точное подобье бытия

Пятнистый в звездах зверь

Что звезды мне? И сколько в них притворства

Игры, лукавства и соблазна? Взор свой

Переведи Ц приходят из пространства

А ночь Ц многообразная химера

Ночь Ц это в черных простынях пространство

- Прости меня! Ц Да что ты, все пустое

- Но пустота Ц она ведь тоже стоит

Чего-нибудь - как мог бы я еще

Настаивать на том, чтоб этим горностаем

Был выстлан мир

А надо всем как знаки зодиака

Над головой, над бороздами мозга

Задорные, как знаки зодиака

Горят слова, - едва ль тебя заденут

Пространство спит, как говорит поэтааааааааа

***

Некто Никто посещает меня по ночамаааааааа ааааааааа

Как никотин щекоча по щекам

Нут-ка, скажи мне о том удивительном

Некто, себя называвший Никем

Некто Никто, Одиссей ясноглазый

аааааааааааааааааа

***

Интерпретацию находим ныне миру

Несоразмерному воображенью

Так чтобы сделать их систему обозримой

А в описанье Ц экономней.

Так мыа в поэме оживим

Огромные возможности культуры

Пластами мертвыми лежавшие доныне.

Мы критика сравним с беднягой Данте

Схожденью в бездны адские подобно

То чтенье массовой литературы, на язык

Тлетворное влиянье оказавшей

***

ааааааааа //Эпиграф из пушкинского примечания к корану:аааааа ааааааааа

ааааааааа лПлохая физика, но какая поэзия!╗

Какая физика, однако, у поэтов

Что в упоении сболтнуть они способны

О плавающих на воздушных сферах

Воздухоплавательных якобы светилах

Ни дать ни взять они коптить еще способны

В пустоты над воздушным океаном

Пускаются в постылые места

Где нет уже и звездного соседства,

Где только вычислениям простор

Как бы ничем еще не занятая память

Еще не созданным компьютерам в утробу

В носители тоски

***

Душа гуляет с бесами в обнимку по пустотамааа ааааааааа

***

И я, имевший смелость

Так долго времени в лицо смеяться

И собственному возрасту дерзить

Однакоааааааааа разбежалось время жизни

Отпущенное на недолгий срок в зловещий век

Не то чтобы успел осуществить свой выбор

И свой отбор переживаний, из которых

Сумел бы что-то утвердить навеки

ЕКто там в пространстве? Буряа небо кроетааааааааа ааааааааа

Пространство спит, влюбленное пространство

Простимся же и мы, простое слово

Кто это там, как путник запоздалый

Стучит в окошко к нам? Пустите: блудный сын

Слагатель бормотаний

Почто рифмачеством вам речи осложнять

Когда юродствовать всегдаа готовы смыслы

***

Юрий Динабург.а ПРОСТРАНСТВО.

 



Hosted by uCoz