ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА.
НОВЫЙ
ПОДХОД
Хочу представить читателям "Времени
евреев" своего собеседника. Григорий Туберт – филолог,
лингвист, исследователь античности, переводчик, преподаватель, поэт. Занимался
проблемами этимологии, нумерологии, фразеологии. Расшифровывал этрусские тексты,
надпись на Фестском диске, некоторые древние письмена.
Выступал на Берлинском конгрессе этрускологов в
Григорий,
твой "послужной список" достаточно велик. Чем ты занимаешься сегодня?
В
центре моих нынешних исследований – еврейский разум. Я назвал эту тему:
"Интеллектуальное наследие еврейского народа – исток и основа мировой
цивилизации". Из множества составных частей этого наследия, таких, как еврейская
словесность, еврейская мораль и право, священная география и др., я бы выделил
пять важнейших источников еврейского гения. Первый :
ТАНАХ – универсалии человечества. Второй: священная
история – вектор развития еврейской и мировой культуры. Третий: иврит –
потенциал разума, фонд корней языков мира. Четвертый: Алеф-бет (еврейский алфавит) – первое звуковое письмо в
мире, созданное еврейским народом, основа цивилизации и еврейская модель
мироздания. Наконец, пятый: исторические имена – символы эпох античности, модуль
– измерение исторического времени.
Объясни на конкретных примерах, что ты
понимаешь под универсалиями человечества?
В книге "Берешит" мы находим в рассказе о сотворении человека два
слова: Эзер и Иша. Они
вызывают ассоциацию с египетскими божествами Озир(ис) и Иса. Второй пример связан с
убийством Каином Эвеля, после чего Каин ушел в землю
Нод и построил там город Ханох. Этот рассказ у меня ассоциируется с названиями стран
Мари и Эбла, которая была разгромлена. После этого
отряды Мари ушли в землю Пендж-над и основали там
город Хараппа. В книге "Древние цивилизации" мы видим иллюстрацию с изображением
жреца из этого города с тфилином на голове и
руке.
Что ты можешь сказать о зарождении еврейского алфавита Алеф-бет?
Это письмо, созданное еврейским народом за
20 веков до н.э. На Синайском
полуострове найдены древние надписи, выполненные на стенах храма и на камнях
рудника под землей. Один из текстов на древнем иврите читается так: "Рав Негбин" (т.е. вождь жителей
Негева). Так звали Моисея (Моше Рабену).
Как известно,
царь Шломо (Соломон) в обмен на кедры для Первого Храма отдал царю Цора
Хираму тридцать еврейских городов с грамотным
населением. Таким образом, Алеф-бет распространился
сначала в Финикии, а потом по всему миру.
Ты называешь древний Алеф-бет моделью мироздания? Что это значит?
Первая
буква древнего еврейского алфавита "Алеф" изображала быка – вожака стада,
дававшего молоко, мясо и шкуры, что составляло материальную основу жизни народа.
Вторая буква "Бет" означала дом с загоном для скота. Третья буква "Гимель" изображала верблюда, на котором в пустыне
передвигались люди, и перевозилось имущество рода. Четвертая буква "Далет" означала треугольную дверь шатра. В то время сначала
устанавливали дверь, а затем натягивали шатер. Пятая буква "Хей" ( hей) изображала молящегося человека с поднятыми кверху
руками. Вспомним, что написано в Торе: "Авраам сидел у входа в шатер" (Берешит 18,1). В целом можно сказать, что все буквы древнего
еврейского алфавита показывают передвижение народа по пустыне, порядок установки
шатра и его внутреннее устройство.
К сожалению, ограниченные рамки
газетной статьи не позволяют более подробно осветить во всей совокупности
разрабатываемую Г.Тубертом тему "Интеллектуальное
наследие еврейского народа". Я желаю ему успешного завершения работы над книгой,
посвященной этой актуальной для нашей страны теме, и выражаю ему глубокое
соболезнование по случаю безвременной кончины его жены Мальвины.
Вячеслав Давыдов,
Доктор
искусствоведения
Статья с небольшими изменениями опубликована в
приложении "Время евреев" к газете "Новости Недели" от 3.09.09 под названием
"Еврейский разум и универсалии человечества".