ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА.
НОВЫЙ ПОДХОД

Х
очу представить читателям "Времени евреев" своего собеседника. Григорий Туберт филолог, лингвист, исследователь античности, переводчик, преподаватель, поэт. Занимался проблемами этимологии, нумерологии, фразеологии. Расшифровывал этрусские тексты, надпись на Фестском диске, некоторые древние письмена. Выступал на Берлинском конгрессе этрускологов в 1988 г., на конференции по исследованию разумной деятельности в Варне и т.д. Совершил алию в 1990 г. Живет в Иерусалиме. Исследует и пропагандирует духовные ценности еврейского народа: осмысление алфавитного порядка, имена и сюжеты Торы, первичные корни иврита, интеллектуальный потенциал языка Торы. Выпустил две книги стихов: "Холм Мегидо" (1999) и "На высоте Гило" (2004).

Григорий, твой "послужной список" достаточно велик. Чем ты занимаешься сегодня?

В центре моих нынешних исследований еврейский разум. Я назвал эту тему: "Интеллектуальное наследие еврейского народа исток и основа мировой цивилизации". Из множества составных частей этого наследия, таких, как еврейская словесность, еврейская мораль и право, священная география и др., я бы выделил пять важнейших источников еврейского гения. Первый : ТАНАХ универсалии человечества. Второй: священная история вектор развития еврейской и мировой культуры. Третий: иврит потенциал разума, фонд корней языков мира. Четвертый: Алеф-бет (еврейский алфавит) первое звуковое письмо в мире, созданное еврейским народом, основа цивилизации и еврейская модель мироздания. Наконец, пятый: исторические имена символы эпох античности, модуль измерение исторического времени.

Объясни на конкретных примерах, что ты понимаешь под универсалиями человечества?

В книге "Берешит" мы находим в рассказе о сотворении человека два слова: Эзер и Иша. Они вызывают ассоциацию с египетскими божествами Озир(ис) и Иса. Второй пример связан с убийством Каином Эвеля, после чего Каин ушел в землю Нод и построил там город Ханох. Этот рассказ у меня ассоциируется с названиями стран Мари и Эбла, которая была разгромлена. После этого отряды Мари ушли в землю Пендж-над и основали там город Хараппа. В книге "Древние цивилизации" мы видим иллюстрацию с изображением жреца из этого города с тфилином на голове и руке.

Что ты можешь сказать о зарождении еврейского алфавита Алеф-бет?

Это письмо, созданное еврейским народом за 20 веков до н.э. На Синайском полуострове найдены древние надписи, выполненные на стенах храма и на камнях рудника под землей. Один из текстов на древнем иврите читается так: "Рав Негбин" (т.е. вождь жителей Негева). Так звали Моисея (Моше Рабену).
Как известно, царь Шломо (Соломон) в обмен на кедры для Первого Храма отдал царю Цора Хираму тридцать еврейских городов с грамотным населением. Таким образом, Алеф-бет распространился сначала в Финикии, а потом по всему миру.

Ты называешь древний Алеф-бет моделью мироздания? Что это значит?

Первая буква древнего еврейского алфавита "Алеф" изображала быка вожака стада, дававшего молоко, мясо и шкуры, что составляло материальную основу жизни народа. Вторая буква "Бет" означала дом с загоном для скота. Третья буква "Гимель" изображала верблюда, на котором в пустыне передвигались люди, и перевозилось имущество рода. Четвертая буква "Далет" означала треугольную дверь шатра. В то время сначала устанавливали дверь, а затем натягивали шатер. Пятая буква "Хей" ( hей) изображала молящегося человека с поднятыми кверху руками. Вспомним, что написано в Торе: "Авраам сидел у входа в шатер" (Берешит 18,1). В целом можно сказать, что все буквы древнего еврейского алфавита показывают передвижение народа по пустыне, порядок установки шатра и его внутреннее устройство.

К сожалению, ограниченные рамки газетной статьи не позволяют более подробно осветить во всей совокупности разрабатываемую Г.Тубертом тему "Интеллектуальное наследие еврейского народа". Я желаю ему успешного завершения работы над книгой, посвященной этой актуальной для нашей страны теме, и выражаю ему глубокое соболезнование по случаю безвременной кончины его жены Мальвины.

Вячеслав Давыдов,
Доктор искусствоведения

Статья с небольшими изменениями опубликована в приложении "Время евреев" к газете "Новости Недели" от 3.09.09 под названием "Еврейский разум и универсалии человечества".

 



Hosted by uCoz