КАК  ОЦЕНИВАТЬ  СТИХОТВОРЕНИЯ ?

 

 

Рассуждение.

 

 

Оставим за скобками вопрос, зачем  вообще стихи оценивать, раз уж такое заведено в Самиздате. Но оценивать чисто качественно, руководствуясь только критерием "нравится- не нравится", представляется уж слишком ненадёжным способом.

Может быть, ввести что-нибудь объективное в этот процесс?

Чтобы ограничиться, будем рассматривать только русские стихи, написанные в традиционных размерах, именно лирические, которые наиболее трудны для объективной оценки.

 

Стихотворение- по Квятковскому- это законченное по смыслу и форме поэтическое произведение в стихах, сравнительно небольшое.

        Считая стихотворение  смыслопорождающей единицей -текстом, смысл  которого, в отличие от прозаического текста, не  соответствует однозначно прямому значению слов и не поддаётся пересказу, будем также считать его своего рода семиотической монадой (это из Лотмана).

      Стихотворению, следовательно, должна быть присуща фонетическая и грамматическая законченность при смысловой открытости, при погружённости этого текста в языковую сферу.

       Требование такой изолированности, наличие границы, отделяющей поэтическое высказывание от обычной речи, предполагает наличие внутренней связанности, структуры, отличающей  стихи        от обычной грамматически правильной речи.

      Эту функцию выполняет  организация речи  при помощи  принятых  ритма, размера, рифмы,

разного рода тропов, повторов смысловых и фонетических, связывающих слова в некое единство.

      Стихотворение  как смыслопорождающий текст, должен представлять собой новое сообщение, обладать, как изобретение, элементом новизны. Это не обязательно должна быть чёткая мысль, парадокс- нет, новая мысль, уложенная в стиховую форму, будет просто легко запоминаться. Новое в лирическом стихотворении- это та эмоция, которая, не будучи даже названной в стихе, возникнет у  читателя- слушателя , причём стихотворение станет сигналом для возникновения и повторения этого переживания.

       Вот это последнее свойство и не может быть формально определено- есть оно в тексте, или нет. Тут выбор за читателем.

       Но представляется, что превращение стихотворения в символ, в некое новое Слово- не происходит без  выполнения автором требований  стихосложения.

        Как же удобней определить такое качество- основное, по-моему, как связанность текста?

 

Будем рассматривать стихотворение и обозначать стрелками или дугами связи между словами, фонемами, - рифмующиеся слова, аллитерации, анаграммы, смысловые повторы- теми же или другими словами. Учтём вариации звучания ( бог- бык- бег), посмотрим на окончание стихотворения- замыкается ли концом  логическая линия стихотворения.

        Этот  рисунок  -или матрица- позволит выявить богатство связей и  "сделанность" текста, выявить ,так сказать, и "частотную характеристику" стихотворения, если  за основную частоту принять  размер ,за субгармоническую- рифмы  конечные или внутренние, и промежуточные частоты- ритмы, накладывающиеся  фонетическими повторами внутри строк.

 

      В результате такого анализа можно  оценить техническое мастерство автора и дать объективную оценку  по одному параметру. Второй параметр-новизна и эстетическое воздействие остаются, естественно, в полной компетенции оценивающего.

    

  Советую, если кто не поленится, применить такой подход для начала к своему творчеству.

Может быть, усовершенствовать процедуру.



Hosted by uCoz