Идейное   содержание   и  (или)

           Художественные особенности.

                         Самокритика.

 

 

 

             Находясь на этапе прекращения творческой активности, решаюсь я

наконец подразобраться, что я натворил за сорок с гаком лет сочинительства. Вспомнил школьные годы и  типовую формулу насчёт этих самых составляющих- идейного содержания и особенностей, позволяющих отличить одного автора от другого при нормативном содержании.

                (При нормативном содержании

                   о чём - поэт?

                   О непременном одержании

                   Гипотетических побед..) 

Рассматривался вопрос о соотношении того и другого, причём выяснялось, что этих самых художественностей нужно было как можно меньше, чтобы не впасть в формализм.

         В какой-то мере и содержимое идейное моих произведений (sic!)  было и остаётся нормативным, но не в духе учебника Тимофеева, скорее наоборот, в смысле джентльменского набора  шестидесятника, постепенно выраставшего из пионерских штанишек, комсомольских  брючат  , стиляжных курточек , и, миновав бушлат зэка, враставшего в пиджачок инженера.

        А непонятно откуда взявшееся стремление рифмовать формировалось влиянием кумира моего тогдашнего Маяковского- футуриста-, чьи худ.особенности , кстати, могут проиллюстрировать почти весь Поэтический словарь Квятковского,  который я на старости лет  вытащил из запасников и решил просветиться наконец  насчёт теории. Вроде музыканта-слухача, я нот не знаю, да  и  поздно уже учиться.

       Ещё один источник для моей подражательной деятельности- дореволюционная хрестоматия для гимназий. Она на идейное содержание не нацеливала, скорее на художественные особенности на примерах того, как разные поэты  воплощали ту же тему- например, описание водопада или других природных красот. Помню, как поразили меня строки Полонского музыкой:

                Погляди, какая мгла

                В глубине долин легла!

Какая  АЛЛИТЕРАЦИЯ !

Не могу не привести  и примеров из своих опытов в этом роде:

                 Длинный мост над рекой оседлал высоту

                 И бегут поезда у моста по хребту.

                 Ферме тяжко, вот-вот распадётся на части,

                 Но лишь стоило чуть разболтаться в болтах,

                 И колёса тотчас настучали начальству:

                 -это-та, это- та, это- та, это- та!

Или

                 …гляжу, как дремлют вдоль дороги

                  поляны, полные  луны.

Вот таким образом я и подошёл к  слову АЛЛИТЕРАЦИЯ в  Словаре. Этот приём не из сложных, хотя приятен и понятен .

               Более сложный способ организации стиха, т.е., придания стихотворению структурного единства, для меня, как выяснилось при ретроспективном так сказать, анализе- это анаграмматика. АНАГРАММА- это

перестановка в слове или группе слов букв, в результате которой появляется новое слово. Такая многократная перестановка, надлежащим образом размещённая в строке или строфе, с чередованием  мест ударных и безударных,

связывает текст в некое ритмическое единство.

        Простое повторение групп  согласных с сохранением гласной- знаменитое

                                шиПЕНЬе  ПЕНистых бокалов !

Каково! Ведь так звучат бокалы с  шипучим вином, не звенят- пень- пень! Ай да Пушкин! Или такая строчка:

                                -все  ВЫ , вдоВЫ, такоВЫ !

Я  тоже (сик!) прибегал- бессознательно- к таким состыковкам слов:

                              ..но праВО  ВОльноСТИ  СТИха..- мне кажется, этот приём всё-таки смысл выделяет.

              Анаграмма с перестановкой слогов  мне знакома по школьным "тайным языкам".Чтобы другой не понял, можно было переговариваться так:-Чилполу йкудво! (Получил двойку).  Или сложнее, прибавляя перед перестановкой частицу, например, ШИ, а в конце слова -СЫ. Тогда получалось: Шичилполусы шийкудвосы! Этот вариант как-то даже ближе к стихотворности!

                 Вот примеры из моих:

             И в СЛОВЕ  уловив  ВЕСЛО,

             ВозВЕСЕЛился:  поВЕЗЛО!

Вот ещё стишок:

             Мороз и солнце, день- вполне!

              -Какая прелесть!

             Дома на южной стороне

              Почти согрелись.

              И привечая как родных,

              Свиданья ради,

              День этак ласково на них

               ГЛЯДИТ  И  ГЛАДИТ,

              Ждёт-окна от таких манер

              Растают сразу,

              Но СЕРЫЙ  СЕВЕР - СУЕВЕР,

              Боится сглазу.                                      

Привёл стишок полностью- мне он нравится самому.

              Анаграмма  и палиндром- родственники. Однако палиндром очень редко бывает удачным  приёмом в стихах, особенно традиционного толка.И смысл притянут за уши, и воспринимается только аналитически, глазом, а на слух он непривлекателен. Так что это просто игра поэта с самим собой. Самым удачным палиндромом я считаю пример с Розой, упавшей на лапу Азора. Палиндромы могут быть уместны в стихах только ( я строг!) как короткая анаграмма. Такую можно воспринять и нетренированному читателю. Вот как я бы предложил:              А  СОБАКА  БОСА

Или  неточный палиндром, т.е. строка читается  двояко, :

                            НОРОВ  ВОРОН ЕЩЁ  ТОТ !         Тут, конечно, два палиндрома встык.

             Заканчивая о палиндромах, приведу стишок о них:

                              Боком, странный и огромный

                              Проскакал палиндромон.

                              Он помахивал синхронно

                              Головами с двух сторон.

АКРОМОНОГРАММА- это повторение конца строки в начале следующей. Приём хорошо связывает строфу. Слоговая А.- например,

                        А веЧЕР смотрит в ОЧИ 

                        Как нОЧИ  ЧЕРновик…

Лексическая А. -например,

                        …прихлопни холодильник,

                           -откроется, поди-

                           потом возьми будильник,

                            будильник заведи…

Рифменная А. Тут пример возьму из Маяковского:

                         Угрюмый дождь скосил глаза

                          А  за

                          Решёткой

                          Чёткой

                          Железной мысли проводов перина

                           И на …

Кстати, это стихотворение у него как будто сочиняли двое- второй подсказывал рифмы первому. Так же можно и читать стихотворенье, вдвоём.

                       

            А вот пример сочетания анаграммы и акромонограммы- из моего:

                        Изучаю причины явлений,

                        Состоянье своё оценя

                  И влиянье на вид выделений

                         Возлияний вчерашнего дня.

  Нетрудно догадаться, что мои опыты велись в рамках традиционных типоразмеров- ямб- хорей да тройка трёхсложных, какой из них какой- я не помню. Хотя я и начитался футуристов- Хлебникова почитаю .У него  было такое замечание, что в стихе выявляется склонение слова. Я не ручаюсь за точность воспоминания, но речь шла о вариации групп  букв в протяжении стиха. У Маяковского , например, в стихотворении об упавшей лошади такая вариация:                 Били копыта, пели будто:

                                   Гриб- грабь- гроб- груб….А потом как он вскрикнул, когда бедная лошадь    грОХнулась!           Мастер.

        Так вот по поводу вариативности. Если разобраться, то все эти приёмы на букву"А" в той или иной мере  и являются признаком поэтического текста, так как вариации  относительно  образца, нормы, сообщают информативность тексту в некотором музыкальном смысле. Мне попалась книга одного разработчика программ сочинения и анализа музыкальных произведений типа песен на ЭВМ. Там я и вычитал, что залогом успеха, понимания слушателем нового опуса будет именно вариативность относительно привычного стандарта.

Поэзия- это странная речь. Странность, привлекающая внимание, но и не отталкивающая непонятностью кода, и будет признаком удачной вариативности относительно , скажу ещё раз, типоразмера стиха. Вариативность- это и пародийность в чистом виде, паразитирующая на  образце, она и в повторах смысловых и тавтологиях типа библейских " и сказал он, говоря..", да и в многократных попытках вернуться к той же теме  (Пастернак- "Темы и вариации").

     Я думаю, этим невнятным пассажем я и закончу  теоретизирование.

 

       Добавлю ещё несколько  о том, что  анаграмматика может сдвигать смысл слов в стихе- например, в стихотворении о лжи в строчке

                              лжёте как положено

 вполне приличное слово "положено" от соседства  приобретает подозрительный смысл .

            Или знаменитое   "сороковые , роковые". Кстати, это сочетание до Самойлова  появилось и у Блока. Тут уж некое пророчество в таком созвучии обнаруживается. 

         Нельзя не отметить и опасностей, связанных с применением анаграмматических  повторов- в поисках таких сочетаний можно докатиться и до буриме, что жанром приличным не считается. Однако, перелистывая свои запасы, я обнаружил, что к  концу алгоритм моего сочинительства без моего сознательного участия ( кроме, конечно, отбора предлагаемых им находок)-этот алгоритм стал явно проявляться. Одним из следствий стало то, что стихи стали короткими. Этакий лапидарий получился. Минусом является то, что если не смаковать звуковые  штучки на слух, содержание может оказаться (показаться) банальным. Конечно, я пытался по завету Пушкина " искать опору смыслу в звуке".Надо добавить, что удача сопутствует при этом в основном в текстах не лирического настроения, а дидактических или иронических. Укажем также и на народные основы звукотехники- например, частушечные находки типа

                            Я у Коли в  ко(Л)идоре

                             Сапогами топала,

                             Я у Коли из кармана

                             Все конфеты слопала.

 Я где-то читал и о  поэтике детских считалок.Для моего случая моделью может послужить такая:  

                              Акаты- бакаты -чукаты-мэ,

                               Абаль-фабаль- думанэ,

                               Ики- пики- драматики-

                               Флёнус!

В книге Чуковского "От двух до пяти" приводится образчик такого творчества, когда мальчик приплясывая, декламирует:

                              Эку  пику  дядя  дал!

Постепенно превращая слова в  стихи :

                              Экикикидидида!

Только что у Лотмана я набрёл на  неочевидную мысль, выраженную традиционным  "В начале было Слово".Имеется в виду то, что Слово, словарь, предшествует Речи. Ребёнок получает словарь готовым, не зная смысла слов и обучается речи постепенно. Может быть, такое произошло и с человеком- вспомним, как греческие софисты экспериментировали с языком!Похоже, что язык дан был людям готовым, навырост.

       А в стихотворчестве игра словами-не  такого ли рода изучение свойств незнакомой вещи?

           Мой  друг и Учитель  Юрий Динабург, который довольно долго хвалил моё творчество, но потом приостыл, предложил формулировку : Чёткая мысль и чёткая рифма. Я согласился с сожалением, так как вычёркивался из списка поэтов символического направления  и  чистых лириков. Увы, встроенный в меня алгоритм  слишком специализирован. Как кто-то сказал, "Я такое дерево".

 

      Насчёт рифмовки могу сказать, что действительно, по большей части рифма

Достаточно точная, хотя случались и ассонансные рифмы, и попытки рифмовать разрывом слов по строкам. Горжусь как достижением таким стихом:

                                -А не довольно ль деклараций,

                                               пылить в глаза?

                                 Продемонстрируйте-ка  раци-

                                               -онализа-

                                  -торские умные ухватки

                                                и результат,

                                  всё чтоб у нас в миропорядке

                                               пошло на лад!

Что касается собственно словаря- тут  полная  неразбериха. Поиски рифмы приводили к необходимости пристроить слово из просторечного (мата, впрочем, избегал) , научного, поэтического обихода, или иностранное словцо к месту.

Поэт- это его словарь. Вот.

               За примерами дело не станет:

                                     Казино мы повидали,

                                     Где мелькание купюр

                                     И блистали этуали

                                     В туалетах от-кутюр.

У нас убогий кругозор

И быт малокультурен.

И дедка вор, и батька вор,

И деверь вор, и шурин.

                                      Или вот:

                              

                                    Не в регулярности, не в по-

                                    -его- вторяемости  смак-то,

                                    он в, апропо, скорей в запо-

                                    -его- минаемости, так- то!

 

Конечно, из написанных мной более 7000 стихотворений- ужас !- не везде разыгрываются подобные игры. Причина же того, что стихи короткие проста. Они не сочинялись за столом, а складывались по пути на работу, в трамвае, и потом только записывались в рабочее время. Дорога была не слишком долгой,да и память многое не сохраняла. Отсюда и лапидарность. Отсюда и стремление к чёткой формулировке мысли. Если ты не уверен, что каждое твоё слово будут ловить благодарные заранее почитатели- это не располагает к многоглаголанию. Известный культурный изоляционизм, свойственен  провинциалам .Обратите внимание, как гладко и коротко говорят заключённые-у них было время обкатать  в уме сообщение, пока выдавался случай высказаться. Аналогия.

         ("С кем протекли его боренья?")

 

В заключение коснусь и  идейного содержания. Кроме так сказать, искусства для искусства, некая леволиберальная тенденция наблюдалась, некая злободневность дневниковых комментариев текущих событий, некоторые выходы за пределы привычной скрытности в лирические отступления. Каким культурным ресурсом питалась моя деятельность?   Чтением  , общением.В общем, как все, жил, "усовершенствуя  плоды любимых дум", тем более, что наград за этот благородный, скажем, подвиг, не приходилось требовать.

     Авторы, повлиявшие на моё  мировоззрение- от Маяковского и иже с ним до

Козьмы Пруткова со Щедриным, не минуя Оскара Уайльда и Бернарда Шоу, благо    дореволюционные издания их  были в нашей институтской библиотеке, а  в других по провинциальной странности, было много всякой всячины, включая Мережковского, Надсона и Мея.

           Кое- какие отклики на  эту библиотечную тему я отразил в циклах "Культпоход".

            И вкратце- о моём так сказать лит.наследии.

Это дневники  с конца 50-х до 2000 года с вкраплёнными  стихами в порядке появления, летописью событий политических и трудовых буден, с откликами на прочитанное и выписками  ( "Выписи  и записи"). Стихи с некоторым отбором я переписал из дневников в 12 с половиной  книжек.Перечень стихов по первым строкам в алфавитном порядке я составил на дискете.

           Кое-что из ранних опытов стихов и прозы (миниатюры сатирического толка, пародии ) я перепечатал с разрозненных листочков в отдельные сборнички- Тени минувшего, Опыты начинающего футуриста. Выборки стихов о природе " Я и времена года" я собрал в два годовых цикла.Ну, и  выборки стихов из дневников переплёл в нескольких сборничках - НА ПАМЯТЬ., ПОИСКИ ОПТИМИЗМА,  ЯНУС,  ЛИНИЯ ЖИЗНИ или ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ. Кроме того, высказывания детские внучки  и попытки детских стихов собрал в ИРОЧКИНОЙ КНИЖКЕ.

         Кое что поместил на сайте  le-bo.narod.ru,  в журнале Самздат  библиотеки Мошкова , и  на сайте  Стихи.РУ. под  псевдонимом Лебо.

                                                   

              Сейчас , когда жизнь так кардинально переменилась, стихи не пишутся.Привожу в порядок то, что сделано, в смутной надежде, что не зря.

              ПОКА ВСЁ.            



Hosted by uCoz