Заметки о поэзии-4.

 

 

Записные книжки  86-90 гг.

 

 

Что бы миру возвестить,

Чьим потрафить интересам,

И каким деликатесом

Сытых духом угостить?

 

 

От Д. Неожиданная бандероль- «Круг», о котором мелькнуло в ЛГ как о задачке для традиционной критики. Имена знакомые- Кривулин, Стратоновский, Шварц, Игнатова. Что за эксперимент? Стихи, пожалуй, все интересны. Знакомые 3 стиха Кривулина. Лиричная Игнатова. Общее впечатление малокровности и сильной начитанности. Подвальные ростки, мёртвый воздух подземелья.

 

ЛГ. Статья Катаева. Убеждает кого-то, что интеллигентность=порядочность, и это не так страшно, даже полезно государству.

Статьи Чупринина и Латыниной.Упоминания Круга. Вольные намёки о каких-то известных им переменах. Милые стихи Ахмадуллиной.

У Чупринина намёки на наличие каких-то левых и либеральных кругов в нашей культурной общественности.

Круг. Нерасшифруемый Куприянов.Похож на неуловимого ковбоя Сэнди. Он неуловим не потому, что его поймать не могут- кому он вообще нужен? Нужен стимул для разгадывания, т.е. соотношение ожиданий и обманов должно быть в пользу первого, традиции, нормы.

    Во-время попалась цитата из Гёте: Всякий, кто удаляется от идей, в конце концов остаётся при одних ощущениях.

 

 

Писание- самозамыкание, заполнение книжек для их перечитывания потом, отсыхание корней, связывавших с жизнью.

 

Прочёл «Брюсов» Максимова. О принципиальном плюрализме Б., о «масочности» его поэзии, неслиянности автора и лирических героев- ролей, однако, имеющих где-то общую основу, стержень- это личность Б., главное в которой- мужественная активность в мироиспытании.

 

Наровчатов врал, что какоё-то еврей из ЧК дал револьвер Маяковскому.Полонская пишет, что у М. Всегда был с собой револьвер, он боялся грабителей. Полонская- фигура М., какого- то архаически барственного размаха, что-то Шаляпинско-А.Толстовское. Дико для горлана-главаря.

 

Читал Брюсова, Urbi  et  Orbi, ещё раз удивился его разнообразию. Из него, как из Троянского коня, вышли Блок, Северянин, даже Есенин! И Маяковский там. Но эмоционально не цепляет.Мажорность Бенедиктова. Однако каково:

Поэт! Будь высоким, как знамя,

Ты должен быть острым, как меч!

Как Данту, подземное пламя

Должно тебе щёки обжечь!

 

Книга Британишского. Исторические стилизации, извлечение позитива из прошлого.Утилизация истории. Интересно.

 

Он что, оглашенный, а может, бухой,

Не чует опасность?

Орёт-надрывается, будто глухой:

-Да здравствует гласность!

 

Количество слов в стихе- его смысловая насыщенность-коррелирует с числом согласных.Неудобочитаемость-признак информативности.И наоборот, плавность, длинные слова, много гласных- признаки песенности. Нацеленности на внушение настроения.

 

Астафьев. «Печальный детектив».Неразбавленная желчь, фельетонная хлёсткость. Спешит выговориться, пока дают.Но и всерьёз об источнике дикого и примитивного в русской душе.Ницше, Достоевский. Мимоходом  про «десяток местных еврейчат» в русской словесности.

 

Маразматические частушки Бокова.Интересно, воспринимает ли крестьянин стихи, писанные под фольклор?Или это для ценителей из городских, которым грубая пища нужна для умственного пищеварения?

 

Эзоп! Мне твой язык знаком!

Сатирик, подражай Эзопу:

Куда приятней, если  

Лапу

Шершавым лижут языком!

 

Всё те же темы и приёмы,

На стёртых рифмах волдыри.

Пегас  не тянет на подъёме,

Буксует, чорт его дери!

 

 

Стихотворение- это ритмическая система с несколькими гармоническими частотными подсистемами.Системообразующие-низкочастотные- соотнесённые слова, понятия.Параллелизм. Размер- самая высокочастотная составляющая.

 

Лидия Гинзбург о гражданской старости и инфантилизме. Инфантилизм, когда над нами царь-Отец.

Она же- о писании в стол, о страхе показа своего, передачи в чужие руки.Мера зрелости-ответственность, включённость.Утаённые стихи- не поступок.

 

Интеллигибельность-

Для поэзии- гибельность!

 

 

 

Поэзия есть объективная реальность, данная нам в интуиции. Мы постигаем системность, целостность языка- в его модели- стихотворении. Поэтому набор слов вдруг получает физиологическую целесообразность, как организм.

 

По радио Межиров читает Смелякова. Не могу вслушаться. Чугун. Поэзия как нищенка, вяжется, просит внимания, рассказывает жалостное и героическое.

Поэзия- красота, за которой мы сами тянемся, выпрашивая подаяние.

 

Подайте нищему свободу!

 

На юбилее Володя Емельянов читал свои баллады. Ему самому они очень нравятся.

-Во такие стихи!-, говорил он, показывая большой палец.

Я сам не без графоманства, но у него стихи и вовсе без глупостей,он рад тому, что увиденное вдруг уложено в рифмованные строчки Ершовского размера.

 

Воспоминания Гладкова о Пастернаке.

П. Считал, что в стихи должно попадать только отстоявшееся от сумятицы переживаний. Объективированная субъективность.

 

В магазине к полкам со стихами подходят редко. Это либо девочки, либо пожилые пришибленного вида мужички.

 

Поэт как друг, всегда ровесник.

Твой конфидент, сиречь наперсник.

Умнеешь ты- умнеет он,

И точно те поёт он песни,

Которыми и ты пленён.

 

Читаю Минаева, бойкого сатирика, охотника до журнальной драки. Есть и ценимое сегодня.Он, между прочим, писал, что лучше сказать правду хотя бы наполовину, чем промолчать. Конкретность сатиры вроде « если кто-то кое-где у нас порой..»

 

-Странник, собиратель пространств,- сказал Белый о себе. Но он ещё историк, собиратель времён, философ, собиратель идей, поэт, собиратель человека.

 

Калачёва. О связи господствующей системы стихосложения с музыкальной культурой современности. От церковных роспевов через светские канты к романсу и песне. Поколение поэтов 40-50-летних воспитаны довоенными фокстротами и танго, и Дунаевским.Теперешние слышат уже бит, непривычный старшим.Поэзия молодых должна изменить свою музыку. Сейчас новая поэзия с новой музыкой- ещё сиамские близнецы, поющаяся поэзия. Они разделятся.

 

Статья французского критика в ЛГ – основная тенденция современной французской поэзии- предсказанная Гёльдерлином, сформулированная Рильке, Прустом и Музилем- поиски Открытого Единства в Мире (Плотин).Форма ясная, чувство переживаемое, мысль о главном.

Ростовцева добавляет:- и традиция.

Добавлю от себя:- и партийность.

Француз о том, что уже не котируется спонтанность, искренность самовыражения частной ущемлённой личности. Нужно искать общезначимое.

 

 

Это можно. Если верить в Свет, к нему можно пробиваться и в одиночку. Но если видеть(!) только темноту, то как не перекликнуться с такими же, блуждающими рядом?

Спасение- это вера в спасение.Вера исключает самообман, верующий-лично- не обманут.

Пушкин верил, что Свет и в нём, что весь он не умрёт.

 

Кушнер. Длинные волны строк в Мандельштамовском размере.

Он, конечно, побалуется размером и отойдёт . Но пока- ему и нам- нравится. Короткая строка надоела.Надоел давёж смысловой рифмы.

 

Совпадение. По ТВ фильм о Блоке, сюжет о ж.д. станции, кажется, Озерки, точно по моему стиху «он пил в станционном буфете».Блок глядит на проходящие поезда и своё отражение в стекле.

 

Катулл, плейбой древности.

 

Мой учитель –даже в стихосложении- Прутков. Меня всегда завораживали сочетания врод Глазенап и Бутеноп. Пушкин: «У гальяни иль Кольони». Слух на созвучия. Не из золотой ли латыни? Тогда любили перезвоны слов.

 

Концерт бардов по ТВ. Лысые романтики. Экстенсивная культура эскапизма, странствий.Приятно, грустно. А вот Лихачёв призывает к оседлости культурной, к интенсивности.

 

В стихах гражданских умелая выстроенность, украшенность выглядит неестественно. Как строевые орнаменты из живых людей- об этом у Кракауэра «От Каллигари до Гитлера».Эйзенштейн тоже этим увлекался.

 

Древние философы- по Лаэрцию- в основном говорили, они как бы испытывали возможности языка, данного людям «навырост»

 

Стихи Набокова с предисловием Вознесенского. Он вносит в храм советской культуры и этот гроб. Перезахоронение . Интересно, хорошо.

 

Графоман, между прочим, и несёт искусство в гущу народа- не читающего. Наши доморощенные стихи при застольях- контакт с искусством, правда, с заднего хода.

 

 

1987.

 

Приобрёл Психологию искусства Выготского с комм. Вяч.Вс. Иванова. Прочёл о ключевом слове в стихе. Оно, трансформируясь, пронизывает весь поэтический текст.

Стих связывает  и грамматика, если строфа- одно предложение.

 

Может быть, вообще- Пушкин тоже совпадает с пародией на себя, и Заболоцкий-тоже? Т.е. эпигон- бесталанный пародист.

 

К сожалению, Полонский 60-90-х гг так мало радует чистым звуком!Его мысль не в движении, готовая, как покойник.Много слов, им тесно, он говорит как с набитым ртом.

 

Цивилизация менее важна, чем культура, т.к. не имеет своего министерства.

 

Отменили Постановление СП об исключении Пастернака.

 

Недавно выпал снег в Сахаре,

Прощён- слыхали?- Пастернак!

Коль будет продолжаться так,

То будет издан и Бухарин!

 

Объяснение странной фразы Мандельштама «печаль моя жирна»-это из Слова о полку Игореве. Но здесь и намёк на «печаль моя светла».

 

Кто-то из «четвёрки « сказал, что на их стихах воспитывалось поколение, пришедшее сейчас к руководству. Истину- царям!

 

Баллады Самойлова. Мастер. Надоели, говорит, медитации.

 

Нетерпение Маяковского. Как он стремился в будущее, будто домой!

 

Книжка интересного мне и близкого по настроению и стилю Александра Аронова.Тоже не гений, много нас, все блохи не плохи.

 

Поэт, услыша зов,

Открыл в душе засов

И враз исповедально

Разделся до усов.

 

Ахмадуллина, ангел небесный,в рязанских дебрях среди пьяниц и убийц.Очень изящные стихи. Этакое «скорбное бесчувствие».

 

Иван Жданов. Автоматическое письмо, сюрреалист. В сравнении с Кривулиным проигрывает- у того есть логика в бреде, образы крупнее, самоценнее. Но и у Жданова много находок, какие-то странные, не зрительные, а словесные образы. Их мог бы ему подкинуть компьютер.

 

Стихи Кононова. Каждый отметил. Стихи мандельштамовского дыхания, его же и коленчато-перепончатые эпитеты.Интонация торжественная,медленная речь, не обращённая к собеседнику, воссоздание реальности словами вескими и представляемыми зрительно- для бога, ослепшего от старости. Ленинградец- в умышленности образа, культурности.

Кушнер не пренебрегает собеседником, держит его за пуговицу.

 

В стихе должна быть тайна, не загадка.

 

Этот писатель тоже всю жизнь выдавливал из себя раба. Выдавленное печатал.

 

Стихи 20-х гг. Очень- Шершеневич, прямо молодой Маяковский. Среди хора неизвестных и теперешние гении оказались деревьями среди кустарника., но они как-то росли и после смерти.А в то время в хоре родственных голосов они были демократически равноправны.

 

У Некрасова:   НОЧь  бескоНЕЧно длинНА...

 

Стихи- замена и помеха жизни.Так же и дневник- для одиночества утеха. Но выясняется- от них

Ещё больней отъединённость

Среди людей, и как наркоз,

Потребна самоуглублённость,

Притом с увеличеньем доз.

Пора задуматься всерьёз,

К чему ведёт такая склонность!

 

Л.Гинзбург:  Наука живёт анализом, как искусство- подробностями.

 

 

1988.

 

 

Когда поэт почувствует свободу говорить о том, что его волнует на самом деле, наступает некоторый формальный упадок. Уже не нужно маскировать намёки благозвучием. И уже зима-это и есть зима, а не эпоха политической реакции, и оттепель- не временное отступление служителей Культа.

 

Сов.Культура (Толстых): Гласность вопиющего в пустыне.

 

Эй, поэт, не шарь во тьме!

Сочиняй, рифмуя с хода:

Что у бога на уме,

То на языке народа!

 

Рассказы Искандера. Фраза: Раб не жаждет свободы, он жаждет только отмщения.

 

Якобсон: Ценить в стихе то, что делает его поэтическим.Это параллелизмы разного рода-  смысловые и звуковые.

 

Краткий стих близок к иероглифу, образ компактен.

 

Высоцкий слышал слово:» им УСПЕХ, а нам- ИСПУГ.»

 

Урал,1. Есть хорошие стихи. Общее-вызов аутсайдеров, крик, авангард провинциальный.

 

Как мимолётны творческие сны- и,

Мне кажется, подобны колдовству.

Когда листаю книжки записные,

Я словно засыпаю наяву.

Былые сны рассматривая снова,

Я удивлён бываю всякий раз,

Как бы впервые  открывая слово,

Припрятанное мною прозапас.

 

Аверинцев о «хронологическом провинциализме»! Ещё о том, что трудность изложения спасает от заглатывания текста с кажущимся пониманием при гладком письме.

 

Эпштейн: о новой поэзии- концептуалисты и метареалисты.

 

 

 

 

Составить книжку из никуда не годных стихов, назвать Вход посторонним. Автора будто бы нет, стихотворец- составитель слов.

 

Славься, Правительство

Наше свободное!

 

Компьютерная информатика сродни Гутенберговой революции- разрешит противоречие между общественным характером Знания и индивидуальным его присвоением.

 

Ключевые слова в стихотворении можно находить по их температуре: они теплей, немного воспалены.

 

Маяковский от природы гениален, т.к. имел врожденный алгоритм сочетания слов, к которому другие приходят долгим научением.

 

Кн. Обозрение. Нобелевская речь Бродского.О литературе как функции языка и средстве обретения свободы и личности индивидом.Подчёркивает зависимость поэзии от языка.Эстетическое- первое, этическое-потом.

 

Набоков Дар. Поражает анализ механики творчества. Аромат прозы 30-х.

О похмелье от поэзии- и я замечал это явление депрессии.

 

ЛГ- стихи Чичибабина. От непечатности очень обкатаны фонетически. Конечно, искренни и честны.

 

Стихи Бродского. Е.Рейн: Язык дождался поэта.

 

Не успеваю записывать, некогда читать художественное. Купил Ковалёва, из молодых. Интересно, как со стороны. Искренность на уровне ощущений, Думать по молодости- нет надобности.

 

Что-то сути пока маловато

В повторяемых всюду словах.

Ваше дело того, вшивовато,

Ваше дело, товарищи, швах!

 

 

Наши речи на века сохранять не станут.

Пропадут в черновиках, вместе с нами канут

В безымянную волну,что хотя реальна,

Между нами, (антр ну), нематериальна,

Ибо слово или слух- фактор невесомый-

Попадают в некий Дух вроде хромосомы.

Это надо понимать так, что все мы можем

Что-то даже поменять в генофонде божьем.

 

 

В оркестре Бродского и Кушнеровой флейте

Найдётся партия, и умный компонист

Сведёт однажды в царственном дуэте

Органный гул и птичий свист.

 

 

Вот бы пару стихов по латыни

Сочинить для грядущих времён!

Чтоб моей незаметной полтине

Влиться в тот золотой миллион!

Может статься, и скромной латуни

Повезёт- не останется втуне,

 

Вяч. Иванов: «Истинное символическое искусство прикасается к области религии, поскольку религия есть прежде всего чувствование связи всего сущего и смысла всяческой жизни...»

 

Белый: «Аристократизм лучших образцов классического искусства, спасающегося под личиной обыденности от вторжения толпы в его сокровенные глубины...вторжение бездн,..ломающих внешние очертания образов и отчётливость мысли..познание во временном вечного перестаёт казаться невозможным...»

 

Во мне мгновенно распознали

Провинциала- дурачка,

Что налетает с кондачка

На заповедные скрижали.

 

1989

 

 

Не надо слов. Давай своим дыханьем

Наполним музыкальный инструмент

Или исполним ногтем по струне

Какое-то горячее желанье.

Такого дня не видели с утра!

Такое чудо-впору растеряться!

Но мы с тобой, однако, мастера,

И есть причины, чтобы расстараться!

 

У Платонова в Чевенгуре даже глина- скучная. Это вроде продолговатого медведя у Заболоцкого.

 

Утешайтесь, отрешайтесь!

С безнадёжностью кончайте!

Вот и Юргис Балтрушайтис

Объявляется в печати!

 

ЛГ. Кожинов: Еврейская революция, злодейская роль Свердлова.

 

Раскинул, было, я умишком,

-ДЫР БУЛ,-воскликнул,-УБЕЩУР!

Был Бондаревский- ранний слишком,

А нынче- поздний чересчур.

Футуристическую хватку

Не приобрёл, как видно. Что ж!

Не целясь- не попал в десятку,

А целясь- век не попадёшь!

 

В Министерство культуры Вертинский

Обозлясь, обратился с письмом.

Не бывало при власти кретинской,

Чтобы делалось дело с умом.

Он писал о негласном запрете,

Добивался вниманья газет,

Чтоб из сумрака слухов и сплетен

По заслугам явиться на свет,

Что на фоне советской халтуры

Он не хуже других, наконец!

Но ответа от этой культуры

Не дождался поэт и певец.

 

100 лет Вертинскому.

 

Купил книгу Луизы Лабе, 16 век. Так эта Луиза что пишет? То, что я как открытие вычитал не то у Кушнера, не то у Лотмана: Что писание «для себя»- это письмо «себе другому».

 

МУЗА-Р-АЗУМ.

 

Вертинский.

 

...Всё равно, где бы мы ни причалили,

к осторовам ли сиреневых птиц,

к мысу радости, скалам печали ли,

не сомкнуть нам усталых ресниц...

 

...и когда весенней вестницей

вы уйдёте в дальний край,

сам господь по белой лестнице

приведёт вас в счетлый рай.

 

..и тогда вы сказали:-Послушайте, маленький,

можно мне вас немножко любить?

 

И сказать, что в бездарной стране

Даже светлые подвиги- это только ступени..

 

Интимность Вертинского: попик седенький,

Трясёт бородкой реденькой...

 

 

Не сокрушайтесь, Балтрушайтис!

Все символисты водянисты.

 

Насчёт «вечной перестройки» писал ещё Твардовский (Тёркин на том свете).

 

Он изрядный, и ты не дрянной.

Но при всём, мой хороший, при этом

Ты не будешь ему конкурентом:

Он народный, а ты- неродной.

 

Есть слова тёплые. Романтик предпочитает крайности: лёд и пламень. Но у здоровых нормальная температура, человеческая- 36,6.

 

Карабчиевский обозвал творчество Маяковского формулой: «Вербальные структуры вместо эмоционально нагруженных стихов».

 

«Вчера», и может быть, навеки...

Тарковский...странно произнесть.

Но я об этом человеке

Несу несуетную весть

Не горевестником. В Совете

Богов он быть давно привык,

И просто скажем о поэте:

-Ну вот, отмучался мужик!

 

Б.Гребенщиков:   «Я не люблю песен, в которых присутствует сырой, мрачный элемент...Та музыка, которая мне нравилась, была освобождением..Я смеюсь, а не засучиваю рукава для борьбы с этой мрачной жизнью.Борясь с чем-то, человек неизбежно оказывается на одном уровне с тем, против чего борется....» (Это 87 г.)

 

Моя пожизненная борьба с пропагандой-борьба за самосохранение,- тоже бесперспективна, неизбежна утрата себя.

Вы мне, маловеру и нытику,

Простите такие слова:

-Плевал я на вашу политику,

я старый уже воевать!

У вас находясь в подчинении,

Хочу тем не менее жить.

На ваше неважное мнение

Позвольте мне хрен положить!

 

23.06.89. Сегодня 100 лет Ахматовой. И Эйфелевой башне.

 

Поэт Глазков был мужиком рисковым,

Талантлив был, серьёзен и раскован,

При жизни славу раздобыть не мог.

Увы, на славу тщетны покушенья.

Поэт- лишь средство для произношенья.

Что наша слава, если Автор- Бог!

Глазков сказал, что стихи сочиняет ежедневно, правда, живёт не каждый день.

 

Люди поют гораздо дольше, чем их слушают.

 

«Так начинают жить стихом,»-сказал Поэт.Живём- пророчим,

и это б не было грехом, но жить уже не можем прочим,-

и это усложняет быт

тех, кто судьбою к нам прибит.

 

 

 

 

Я сочинил стишок охальный,

Такой, не слишком гениальный,

Ну, не событие в судьбе,

А так, ни бесу, ни себе.

 

Поэт в России больше сам себя,

А я желал бы быть самим собою,

Не лезть в вожди, вертясь перед толпою,

Бежать людей, свободу возлюбя.

Куда? Кому печаль повем?

Кого увлечь красой моих поэм?

Как быть сейчас поэтом в одиночку,

Когда пришла пора восставших масс?

Пути иного нет, увы, у нас-

Опять нырять в толпу и лезть на бочку!

 

-Помойте бокалы, поручик Голицын,

корнет Оболенский, налейте вина!    (В эмиграции).

 

Вот Клячкин, песельник- поэт,

Знакомый вам, наверно, с ясель.

На протяженье стольких лет

Нас эмоционально красил,

И не по щучьему веленью,

По мере сил, по мере дел

Он сделал наше поколенье

Чуть-чуть таким, как захотел.

 

Почему Пушкин советовал перечитать Женитьбу Фигаро? Ведь это вариант его собственной истории!

 

«Поэзии мозолистые руки»- не от пера, от лопаты. «Поколение дворников и сторожей».

 

А Робинзону не помеха

И одиночество. В нём- Бог,

И он не так уж одинок,

Когда есть зеркало и эхо.

 

1990.

 

 

 

Из апокрифа «Евангелие от Филиппа».

 

45.Вера получает, любовь даёт. Никто не может получить без веры, никто не может дать без любви...Ибо если некто даёт без любви, нет ему пользы от того, что он дал.

52.Осёл,ходя вокруг жернова, сделал сто миль, шагая. Когда его отвязали, он находился на том же месте.Есть люди, которые много ходят и никуда не продвигаются. Когда вечер настал для них, они не увидели ни города, ни села, ни творения, ни природы, ни силы, ни ангела. Напрасно несчастные трудились.

62. Не бойся плоти и не люби её. Если ты боишься её, она будет господствовать над тобой. Если ты полюбишь её, она подавит тебя.

64.Есть одни- и не желают и не могут.Другие же, если желают, нет им пользы, ибо они не сделали.Ибо то, что они желают, делает их грешниками.Но нежелание- справедливостьскроет их обоих: и отсутствие желания, и отсутствие дела.

101.Тот, кто обладает знанием, свободен. Свободный не терпит греха, ибо тот, кто творит грех- раб греха.Тот, кто стал свободным из-за знания- из-за любви раб тех, кто ещё не смог подняться до свободы знания.Любовь ничего не берёт-как возьмёт она что бы то ни было?Всё принадлежит ей. Она не говорит: Это моё или это-моё, но она говорит: это- твоё.

114. Тот, кто раб против своей воли- он может быть свободным. Но тот, кто стал свободным по милости своего господина и сам отдал себя в рабство- он более не может быть свободным.

123....(истина) даёт свободу. Логос сказал: если вы познаете истину, истина сделает вас свободными.Незнание-это рабство.Знание-это свобода.Если мы познаем истину- мы найдём плоды истины в нас самих.

124.   тайны истины скрыты в символах и образах...

 

 

Шикарный коврик с лебедями:

По глади озера ладьи

Плывут, снабжённые людями,

( я извиняюся, людьми).

На берегу красивый замок,

Ряды невиданных дерев

И два, приманивая самок,

Оленя испускают рев.

Зелёный-зеленей зелёнки

И синий- синьки посиней,

Цветочки алые с клеёнки

Цветут на ледяной стене.

О, украшение барака!

О, утешенье бедноты!

О, рахитичные цветы,

Как вы выносливы, однако!

В любом окне, куда ни глянь,

Цветёт упорная герань.

 

Катарсис.

 

Когда поэзия зияет

Дорогой чёрной в никуда,

Неодолимо вызывает

Желанье кинуться туда-

У края стать и покачнуться,

Исчезнуть в тёмной глубине,

Чтобы немедленно очнуться

Там, на свободной стороне.

 

Статьи вышедших из андеграунда, в т.ч. Кривулина, о Льве Лосеве, ещё несколько незнакомых имён. Разговоры о поколении 56 года, ушедшего частью в официоз, частью- в себя. Эскапада в «слишком человеческое». Частью-за бугор. И более позднее поколение 64-68 гг, которое без идеалов сразу ушло в андеграунд- поколение дворников и сторожей. Это уже  часто бесчеловечное искусство.

 

Шаламов. Страшно. Забыть- бесчестно, помнить- жить нельзя.

 

Андеграунд, дети подземелья!

Сатаны поклонники, Христа ли,

Выходите на люди смелее!

После мрака сумерки настали!

 

Брюсову.

Зачем им такое наследство?

Они не читают стихов.

«Я знаю, всё в мире лишь средство»

Для наших партийных верхов.

 

Стихи потеряли материальную плотность, истончаются в словесный пар. Недостаёт в моей почве органики, навоза. Гидропоника.

Два листа перечитал- чужими глазами-не тянет. Пока мысль ещё близка, форма согрета этим ощущеньем. Свежий стих обманчив, должен остыть.

 

Прочёл о поэте Андрее Тургеневе, что он впервые, в 19 веке ввёл в элегическую поэзию тему прижизненного охлаждения души, её смерти, тогда как его старшие собратья только оплакивали ранние могилы.

 

О дайте, дайте мне рецепты-

Хочу исследовать концепты!

Когда стихи концептуальны,

Они, как минимум, дуальны,

Но очень даже тривиальны,

Когда лишь индивидуальны!    (Пригову).

 

-Мы не против критики, -говорил Геббельс,- но она должна быть конструктивной.

 

Русскоязычному поэту

Сказал российский патриот,

В анкету заглянув:- Ты, это,

Как выясняется, не тот!

А ну, вали отседа лучше,

И не рассчитывай, мужик,

На мой великий и могучий

И как он там ещё?- язык!

 

Кудимова. Арысь-река. Красиво:

«звучит пиццикато цикады

в траве, опалённой луной.»

 

Палиндром, как паралитик, мычит, редко выдавливает осмысленное. И сонеты венками тоже меня не привлекают.

Привычные ямбы-хореи не отвлекают от смысла и звучания, от говорения.

 

Ой вы, ямбы- хореи родимые!

Я ударю по звонким струнам-

Нормативные-необходимые,

Вы от века прописаны нам!

Потому-то с привычкой отрадной

Над страной, извиняюсь, родной

Мой стишок прозвучит аккуратный,

Острый, складный, как ножик складной!

 

...да тут не стих, тут силлогизм,

и он совсем не поэтичен,

и мысль линейна, и приличен

её формы строгий классицизм.

 

По радио стихи Поплавского ( ум.в30-х в Берлине)- славные, ещё не разделённая на рукава река, где Мандельштам, и Пастернак, и Хлебников- Заболоцкий.

 

ТВ.Фильм о поэтах СМОГа .»Весёлая была ночь». Кублановский, Делоне с женой, Саша Соколов, Хвостенко. Гениальные завывания Леонида Губанова.

 

Наш хронотоп

Нам никогда не тесен...

Уступи мне, скворец, хронотоп!

 

Евг. Трубецкой.

Само по себе крушение бессмыслицы ещё не есть осуществление смысла.

Для тех избранных душ, которые закаляются в испытаниях, могут быть полезными не только испытания, но и соблазны. Но горе тем, через кого соблазн приходит.

 

По поводу «Москва-Петушки» Ахмадуллина сказала, что у нас нельзя прожить без наркоза.

 

Как оказалось, я в азарте

Всю жизнь работаю в соцарте!

 

Плотнее, товарищ, пиши!

В стихе чтобы строчки кишели

Короткие, вроде лапши,

Научно сказать, вермишели!

 

Розанов: Странные вещи, господа, встречаются на земле- люди, по крайней мере, выдающиесяЮ в сущности, имеют один возраст всю жизнь- один духовный возраст.

 

У этого поэта форма на содержании.

 

С поэзией вязаться

Опасно, человек!

Ты можешь оказаться

В поэзии как зэк.

Из зоны эрогенной

Не смыться, голубок!

Сиди и вдохновенно

Почёсывай лобок!

 

 

Необходим поэту пиэтет,

Не только промискуитет.

 

Вслушался в романс:

Когда РЕЧЕЙ твоих не СЛЫШУ,

Грустна-задумчива хоЖУ,

Когда ОЧЕЙ твоих не ВИЖУ,

Мне каЖЕтся, я не ЖИВУ.

  Очей- речей- ладно, но ВИ-ЖУ  -  ЖИ-ВУ  !

 

Рок- пророк багроворотый!

Дай передохнуть с работы!

Возмущеньем не кипи!

Дуй в пустыню, там вопи!

 

Успенский:  Идентификация- свойство нашей психики.Всё своё подавляемое, порочное, мы освобождаем, идентифицируясь с поэтом, пишущем о таком. Отсюда и тяга к блатному фольклору у благонамеренных граждан. И автор похабщины освобождается, идентифицируясь с «образом автора», как бы Другого.

 

Ходасевич, стихи 15-26 годов. Как прямо на глазах вино его стихов превращалось в уксус!Но почти в каждом стихе чувствуется укол правды. Между прочим, Ходасевич сравнивает высокое с низким, а не наоборот, как надо по Вознесенскому. Это как жест большим пальцем книзу: добей!

 

Я в этой поэтической тетради

Могу негодовать и издеваться,

Но Родина украдена, и ради

Чего теперь осталось оставаться?

 

А слово что-то означает.

Его легко произнести,

Но что за ним? Произвести

Движенье-духу не хватает,

И наговариваем в долг,

Пока не лишены кредита,

А кто-то там, как серый волк,

Сидит и ждёт, глядит сердито.

 

Он оценил цинически

Мой опус дорогой
как очень ученический,

Короче, никакой.

 

Ах, почему первичных впечатлений

Я не могу стихами вызывать?

Как грузовик, увязший по колени,

В грязи житейской должен буксовать

Безрезультатно! Опасаясь юза,

Я вместо газа жму на тормоза,

И рядом перемазанная Муза

Сидит, от страха заслонив глаза.

 

 

 С Новым 1991 годом!

*   *   *

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz