ЗАМЕТКИ О ПОЭЗИИ-5

 

Из записных книжек 1991-1995 гг.

 

 

Читаю стихи Набокова. Действительно, «квинтэссенция прозы». Зрительная подробность, великолепное чувство звука, мысль не банальна, живая. Тема ностальгии по детству, по Родине..стала ближе, будто всё, что сейчас вокруг- дальнее, чужое, неродное. Приходится в памяти отыскивать своё как искру, раздувать в костерок, греться около.

 

 

Пусть тёмен текст и заковырист,

Воспринимается с трудом,-

Мы смысл когда-нибудь поймём:

Он сочиняется навырост!

 

Сказанное во-время слово- это –дело!

 

Короткие поэмы Набокова- какая свобода мысли, изобразительная сила! Нечто иное, чем любимые мною  Пастернак и Мандельштам. Это продолжение Бунинской линии, но с какой свободой и лёгкостью! Лирика и повествование.

 

Переходя от реализма

До визуальных идеом,

Мы далеко, поди, уйдём

Путём индивидуализма!

 

Из Пастернака- писал блоками:

 

... не из веСТАЛок

вошла со СТУЛом,

...жизнь мою доСТАЛа

                          СДУЛа.

 

 

 Бродский.

Его, тогда ещё лохматого,

Ценила и сама Ахматова!

 

Надо отметить: прочёл тоненькую брошюрку Ольги Седаковой, стихи 82-86 гг. Восточная созерцательность, не наблюдательность, ощущение её открытости туда, за разум, скажем, в трансцендентальное.Вместе с тем ( или вопреки) трогает без побрякушек. Аверинцев: Это не просто один(а) из поэтов, -это единственный в ХХ веке!

 

Из этой песни слова не выкинешь, она без слов.

 

...и гляжу, обидою терзаем,

как проходит, с каждым днём смелей,

Валентин Сорокин как хозяин

Необъятной Родины моей!

 

Из Кюстина:...» с душой, полной поэзии, т.е. смутного страха и тягостных предчувствий...»

 

Сердитый, недовольный:

Ни мысли, ни строки!

Какой-то неудойный

Период на стихи!

Ходил туда-обратно

И Музе от тоски

Вполне безрезультатно

Подёргивал соски.

 

А вот цитаты из Ломброзо о сходстве гениев с помешанными.

 

...я пишу свои письма не для отечества и не ради славы, но для того внутреннего наслаждения, которое нам доставляет упражнение наших способностей...

 ...называет поэтическое творчество сном с открытыми глазами без потери сознания...это преобладание бессознательного в творчестве было замечено ещё в древности...

о них, точно так же, как о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Особенность гениальности по сравнению с талантом в том, что она проявляется совершенно неожиданно...Всякая творческая деятельность бессознательна...

 

 

Не всё же читать Бондаревского,

И Пушкина надо читать!

Вот только писать Бондаревского

Никак не могу перестать!

 

«Свиная птица». Когда наконец придумаю название всему своему- это и будет моим настоящим именем.

 

Динабург: « Поэзия- это языковый код, который, будучи введён под видом псевдосообщения, работает как электронный вирус, разрушительно для предрассудков господствующей идеологии.»

 

 «Превосходящие силы противника»- аналогия встречи с сильнейшим против твоего духом, разумом. Идёшь как против ветра, тебя сносит. Такое впечатление от Бродского.Другой уровень. А мы просты, как ручейки лесные,

скромны, подобно травке-мураве,

и хороши, как ложки расписные,

и всем нужны как дырка в голове.

 

Рифмовка на переносе слова раньше была только комическим приёмом, а теперь ей пользуются и серьёзные люди- Бродский, например.

 

Вчера купил и прочёл за час ВСЕ стихотворения Олейникова, с комментариями. Домашнее, компанейское. Без нацеленности на нетленку. И какая благожелательная внимательность окружения! Такая была среда. Околоплодная.

 

 

Что Олейников, что Жванецкий- лирики-эксгибиционисты, правда, прячущиеся под масками.

 

Башка у Скарамушки

Мыслишками бедна.

Как шарик в погремушке,

Мотается одна.

О чём же та мыслишка,

И сам не скажет он,

Обиженный умишком,

Собою оглушён.

 

Т.Манн. « Я  уверен, что близится будущее, которое будет презирать духовно не контролируемое искусство как чёрную магию, безмозглое безответственное порождение инстинкта, с такой же силой, с какой во времена людской слабости, вроде наших, замирают в удивлении перед ними.. Оно будет посредником между духом и жтзнью, но и само по себе посредничество есть дух...»

 

Стихи приходят будто песни,

Как силуэты без лица,

Как птичьи клетки без певца.

И может быть, бывало с вами-

Лишь только ноту затяни,

И самозванными словами

Вдруг населяются они.

 

 

Цветочки девочке,

Поэзии душе!

Сияет идол позлащенный,

Приходит срок- любовь цветёт уже,

И Фета неофит читает восхищенный.

 

Думалось мне:

-умер!-Во сне.

А наяву

Вижу- живу.

 

ВИЖУ-ЖИВУ. Слова- матрёшки, одно в другом.

 

Купил избранное Галича. Прочёл, вернее, прослушал. Мужик!

 

Ах, в памяти не склад

Поэзии и прозы,

Лишь несколько цитат

Остались как занозы.

 

 

На семинаре Светлова.

Общаясь как-то с дураками,

Поэт подбросил той братве:

-Добро должно быть с кулаками,

но умолчал о голове.

 

Стихи без рифмовки, как чай без сахара, надо делать крепче.

 

 

..Стихи, в которых нет единства образа, своеобразной лирической фабулы, а есть только настроение- случайны и недолговечны, как и само настроение.    Набоков.

 

Как Юрский читал Пушкина! Я не узнавал знакомого текста!

 

Стихами увлекусь- тащусь благоговейно,

Хотя у рифмы вкус дешёвого портвейна,

Сбивает аппетит. Но белый стих, однако,

Как с вермута, мутит, и послабей, собака!

 

1992.

 

 

Хорошо бы начать новую жизнь, с оптимизмом и энергией приняться за дело, перестать ныть, любоваться своим одиночеством и эксплуатировать его для стихотворчества! О, лень!

 

« Вотще воображенье

вокруг меня товарищей зовёт.»

 

Вы еврей, и я навроде,

Вы поэт, и я пишу.

На иврите вы наврёте-

Я по-русски набрешу.

 

 

Чехов.

Вот ночь настала, и луна

Блестит на стали колуна.

 

Моё творчество:-поэтическая попса.

 

Читал «Безымянное время С.Борисова. Тоже автор из подземелья.Тяжесть, темнота, вызов бессилья.

  Наверное, можно писать и о смерти, и о юдоли, но не так нагнетая эпитеты.

Вот эпитеты из одного только стиха:

 

Тусклый сон идиота

Остылые рощи

Ограбленные бурей берёзы (!).

Неприкаянная явь

Скудный светоч

Забвенные пути

Смертная нега

Погибший снег

-А?

 

Мы себя напрасно мучим-

Как в лесу, в стихе дремучем-

Меж  высокими стволами

Утомительно блуждать,

За высокими словами

Даже неба не видать!

 

Статья Коржавина о стихотворении Блока «К Музе», о соблазне зла.

 

Сухой геометрией сути

Явился твой нынешний стих,

Становится ясно до жути,

Что ты совершенства достиг.

А пержде не столь идеальным

Был стиль, как теперь удалось,

Но нежным и сентиментальным,

И чуточку влажным от слёз...

 

 

Ах, я такой русскоязычный!

Как иностранцам не пенять,

Что мой стишок философичный

Им как Россию, не понять!

 

Из журнала «Ступени»,1. Некто А.М.  «Второй смысл».

..все крылатые выражения народной мудрости-эта та особая форма литературы

которая называется литературой иконизации ( Риффатер) и в противоположность литеретуре «мимесиса» совсем теряет из виду объект изображения и развивается по своим внутренним звконам, часто используя примитивные риторические приёмы: антитезы, параллелизмы, тавтологии, трюизмы...Выражению важнее, что оно более красиво, чем истинно..Поэта интересуют, даже вопреки его воле, по большей части взаимосвязи самих слов, его привлекают вторичные смыслы, переклички, отражения, мерцания словесной материи. Он коннотирует-добавляет смыслы и тем самым определяет изоморфизмы между собственно словесными областями- в противоположность учёному, он ищет, не устраняет сложности  и выбирает самый вычурный угол зрения. В некотором смысле поэтическое творчество-это атавизм в нашем обществе. Возможно, в другом- пережитком будет научное и техническое творчество...»

 

Читаю Бродского понемногу, 60-е годы. Как он умеет стихотворение закончить! Как будто ведёт, ведёт коридором и вдруг открывает дверь в темноту: дальше иди сам!

 

Высокий штиль. Его, увы,

Частенько искажаем сленгом.

Так, начиная с головы,

Взор опускается к коленкам-

Всегда, чего он ни коснись,

С высоким сопоставит низ!

 

Нырну в тоску,

Как рыцарь в панцирь,

Хочу в иску-

Сстве окопаться.

 

Купил репринт «Камень», 13 год. Всего 20 стихов, из них 10-шедевры.

 

Философия- это философствование. (Хайдеггер).

Жизнь- это переживание. (Сартр?)

Поэзия- это переживание философствования. (Мы втроём).

 

В.Алейников. «Звезда островитян». Из СМОГа. Стихи 70-88гг.

Погонные метры лиоики. Хризантемы-астры-флоксы.Будто поэт так и прожил все эти годы на клумбе, не заходя в дом.

 

Искусство должно быть национальным по форме и социалистическим по содержанию: Национал-социалистическим!

 

..Что хочется- то колется,

что колется- не можется,

что можется- то кажется

не то!                                 Ким.

 

 

1983.

 

«..Позорно ничего не знача,»,

Но есть обратная задача...

 

Вот так бы я написал за Фооса:

 

Не завидую птицам

И летать не хочу.

Высота мне не снится,

Крылья не по плечу.

Птичья доля дрянная-

Вечно слушать себя-

Лучше листья роняя,

Жить, прохожих любя,

Лучше- парусом в море,

Лучше- просто волной,

Лучше- на косогоре

Бузиной, бузиной...

 

 

Всё играете словами?

Разберусь, однако, с вами:

За подобную игру

Я вам души надеру!

 

Частушка:

Я у Коли в калидоре

Сапогами топала,

Я у Коли из кармана

Все конфеты слопала.

 

 

Когда умру- ведь я не вечный жид-

Издайте книгу лирики паяца

И озаглавьте просто: Тут лежит,

И по латыни, для понта:Хик яцет.

 

Блок.

Ночь, витрины избегая,

Пробиралась сквозь январь

И аптеку  обтекая,

Натыкалась на фонарь.

 

 

На грудь принявши граммов двести.

С ВИНЦОМ в груди и с жаждой мести.

 

                                           

«Духовной жаждою томим,»

и я, бывало, запивался

и с низким опытом своим

к высотам духа пробивался.

Я постепенно дозревал,

Умом впадая в завиральность,

И с опасеньем прозревал

Иную, худшую реальность

Каких-то посторонних зон,

Где дух, очищенный от вони,

Творит безумный произвол

Авангардистских какофоний.

 

 

«И»- синее, как небо,

«А»- красное, как рот,

«О»? –«О»- наоборот,

чернО, как вхОд  Эреба.

 

Борис Поплавский:

 

...теряется река за островами,

купальня млеет солнечным пятном,

скрывается Сибилла за словами,

жизнь повторяется, и снова не о том.

Спокойно, отдалённо, неподвижно

С камней моста ты щуришься на свет,

А там, вдали, стирая наши жизни,

Проходит облачко, и жизни больше нет...

 

В своей «Книге о русской рифме» Самойлов отметил тенденцию сдвига рифмующейся части строки влево.

 

Дзеновские штучки постмодернизма: жизнь мозаична, сознание дискретно, искусство фрагментарно...

 

Болдырев в статье о Тарковском цитирует Рильке: «Каждая вещь-Бог, надо только сказать ей об этом».

 

И в СЛОВЕ угадав ВЕСЛО,

возВЕСЕЛился: поВЕЗЛО!

 

Шестов, «Апофеоз беспочвенности».Понравился- фрагментарностью, афористичностью, неприятием доктринёрства- в пользу художественности.Даже в философии.

 

Наливай полней стакан-то,

Без поллитры не до Канта,-

И вперёд, с тобою коль
Гегель, Гоголь, алкоголь!

 

Моя поэтика проста:

Рифмовка- словно автосборка,

И всё найдёт себе места-

И бог, и вор, и поговорка.

 

...Но может подвести нас интеллект.

Опасность есть, поэт, в занятье нашем-

Исчезнуть как физический объект

И собственным остаться персонажем.

 

Маяковский.

Он был, ну да, Адамом ада,

Был первым, так сказать, совком.

Он возвеличил слово «надо»

И обеспечил языком

Народ. И богу-командиру

Он посвятил стальную лиру.

И в благодарность-пистолет

Он получил от власть имущих,

Чем избежал немалых бед

От лет грядущих.

 

1994.

 

На этом я заканчиваю выписки, так как начал повторяться.

 

29.11.2001.



Hosted by uCoz