ЗАМЕТКИ О ПОЭЗИИ-6.

 

Из записных книжек 1996-2000 гг.

 

 

1995.

 

 

Дневник.

 

Постель для Ноя

В жизнь длиною.

 

-Ну, холодрыга!

На посошок!

Припрыгал Пригов,

Прочёл стишок.

 

ТВ :  Пригов, Друк, Искренко.

Искренко: Стихи читаю под душем или редким людям, которые ждут, когда я закончу, чтобы самим прочесть.

 

Я запишу стишок, что сразу

Пришёл, неведомо к чему,

Но не сумею- по заказу,

Хотя бы и по своему.

 

Купил и прочёл на работе Уральскую Новь. Обозлился. Хотя и недорого. Если раньше это была Уральская Вонь, то теперь- Уральское Благовоние.

Начитанные, цитируют. ЭзотерикаЮ постмодернизм. Но- провинциальная тяга к авторитетам, критикуют, хвалят.

Почему обозлился? Ах, я такой чужой на этом шабаше клубной самодеятельности!

 

Цитируют Ницше о декадансе, чей признак- фрагментарность, где целое- мертво, а жизнь разбежалась по мелочам.

 

 

От затей эзотерических,

От идей филозофических- декаданс!-

Что-то странно стало сразу нам,

Ум наяривает с разумом- контр-данс!.

 

 

ТВ- про Андропова. Оказывается, сборник Ленинградского андеграунда «Круг»- затея КГБшной показухи.  Зубатовщиной занимались.

 

Прочёл наконец Дневники Шварца. Человеку 49 лет, а он просыпается с ощущением счастья! И пишется!

 

 

Был в книжном. Мужик попрежнему несёт «милорда глупого».

 

 

Предмет наметим, и словами

Развоплотив, воссоздадим-

Наечно. Может быть, и с ним

Мы в вечность проберёмся сами.

 

 

Поэт.

Люблю опрокинуть рюмашку,

Воссесть неспеша на горшок

И память помять, как бумажку,

И выдать, подумав, стишок.

 

 

Пишу в одной тональности,

Привык, пошляк-старик,-

Нанизывать банальности

На рифмы, как шашлык.

 

Дочитал Шварца. Он после 56-го стал откровеннее про гадюшник СП, но не бросает камни, скорее сочувствует тем, кто злодействовал вынужденно, но без садизма и корысти. Умер он в 57-м, к концу- пронзительные разговоры о себе и других. И мимоходом- такие словечки! Такие неожиданные, но будто долгожданные мысли!

 

Он слышит шепотки

Под грохоты системы

-а вдруг ещё подки-

нут рифмы или темы?

А сам уже давно

У жизни не в фаворе

И даже в домино

Играет в до-миноре.

 

Знамя,12. Стихи Вознесенского с листа не воспринимаются. Мученные.

Елена Фанайлова из Воронежа, но есть что-то от СПб. Темна вода во облацех, но- есть! Куда нам, частушечникам!

 

Этот стих невнятен, тёмен,

Он и краток, и объёмен.

В нём сокрыт секрет,

Как в шкафу скелет.

 

Переписывать стишки для конкретного адресата-вот способ полуобъективной оценки.Фильтр.

 

Когда работают не в каноне- трудно отделаться от впечатления произвольности, необязательности. Но канон- аноним!

 

 

 

Вампиризм стихов? Да, и это. (Блок и Соловьёв).

Стихи- доноры, стихи-вампиры. И нейтральные, рациональные.

Вампиризм НекрасоваЮ Надсона.

 

Я случайных рифм в уме

Наберу на буриме!

 

Одной дорогой шествует братва:

Поэты- в лес, крестьяне- по дрова.

 

Поэт.

Не осуждайте индивида:

Он сублимирует либидо!

 

Я прячусь за свои стишки,

Но коротки мои листочки-

Порой хватает для башки,

Зато вылазит зад за строчки.

 

О Муза! Покажись!

Кому я жизнь в аренду

Сдаю? Трудясь, как шиз,

Рифмую эти бредни,

Не ведая, куда

Сдавать свои находки,

Как и мешок- беда!-

Бутылок из-под водки!

 

Как Пегасы размножаются?

Дело непонятное.

Может быть , сидят на яицах

Жеребцы крылатые?

 

«Ты- царь! Живи один!»,- внушает А.С.П.,

не радуйся, кретин, ведь это он- себе.

Он тоже ищет знак,

Что он не просто так,

Что где-то, где-то там, поверх людских голов

Витает светлый стан поэтов и боговв...

 

Фромм о некрофильном человеке.

..»живут прошлым..их чувства сентиментальны, т.е. зависят от ощущений, которые они пережили вчео\ра, или думают, что пережили.

Они холодно держатся на дистанции и привержены «закону и порядку».Н. прямо-таки влюблён в силу.., любит всё, что механично. Для него существенно воспоминание, а не живое переживание...обладание, а не бытие.. Н. Привлекает ночь и темнота..сильна потребность в безопасности..влечение к мёртвому и грязному, садизм. Его лозунг- Да здравствует Смерть!»

 

 

Слова, соединясь по звучности,

Вдруг новые рождают сущности.

 

«Никударики»- это из Кирсанова. Хорошее название?

 

 

Знамя. Дневники Самойлова 60-70 гг. О быте диссидентского круга, о пьянке, жалобы, что не пишется, «помереть бы, да дети».Мнения интересны и близки. Впрочем, у него размышление о людях внушаемых, воспринимающих чужое как своё, только сформулированное другим.

 

А.Поляков из Симферополя:

 

..холодок равнодушия Божьих вещей

согревает того, кто напрасно поёт,

это значит, мы братья по речи своей,

это значит=словарь в наших жилах течёт.

А кто умер от жажды, тому невдомёк,

Что любая посуда была глубока,

Чтоб случайного праздника сделать глоток,

Для случайного праздника хватит глотка.

-Каков!

 

Гандлевский- ..»страх- старше  души»...

 

Мне нравятся- у других- особенные фразы, оканчивающие стих, и вместе с тем оставля.щие его открытым. Это не Лермонтовские формулы, как замковые камни в арке, хотя тоже прельщают. Динабург определил моё: «чёткая мысль и чёткая рифма». Это, по моим теперешним понятиям, плохо: интеллигибельность-

Гибельность.

 

Палиндромы:

 

Камень не мак,

Катит и так.

 

КАБАК.

СОРОС.

А ведь такие штуки по-французски, по-английски невозможны из-за буквосочетаний?

 

Помоги, родная речь,

От тоски меня сберечь,

От отчаянья!

Слово за слово тащу,

Смысла я в тебе ищу,

Хоть случайного!

 

И Фет-полуеврей, и полунемец- Тютчев,

И Пушкин-полунегр, и Гоголь- малоросс.

-Куняев Станислав! Ведь правда, было б лучше,

чтоб задним нам числом и расовый вопрос

решить, и прополоть поля родного слова,

чтобы с себя начать литературу снова?

 

«Стихи не для дам»- Некрасов, Тургенев, Дружинин, Абаза, Шумахер. «Добросовестный ребяческий разврат». Однако такие не оченьоткровенные, маленько завуалированные вещи эстетически даже более похабны, чем просто мат. А Саша Чёрный, без сомнения, ученик Шумахера.

 

А СОБАКА БОСА

 

..и вдруг для большого конфуза

среди увлечений кабац-

-ких явится злобная Муза

и темой по темени- бац!

 

 

Прочёл в предисловии к Селину, что и во французском просторечии местоимение ставят сразу после существительного, вроде нашего «природа, она...»

 

 

Теперь я знаю, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда.

Сорите чем попало, без разбора,

Чтоб можно было выбрать иногда!

 

Муза.

 

Я с Тем не раз была,

(пришлось ему накладно),

а с Этим бы- спала,

и, может быть, бесплатно!

 

.

Стихи, игры в слова, когда партнёром- сам язык.

 

 

Центр перспективы в поэзии-по аналогии с живописью- место автора. Это «индивидуальная поэзия».Телескопический и микроскопический варианты. Нормальное зрение называем реализмом. Если автор с небес озирает плоский мир-  китайская живопись, где точка зрения размазана по плоскости- символизм?

 

 

Организация словес-

-ной массы

идёт не без небес-

-ной кассы.

 

Я верить не хочу

Высокому. Теперь не

То время.Мелких чувств

Правдивость достоверней.

 

 

Из Фромма.

 

«..признать себя частью человечества, жить в соответствии с системой ценностей, в которой все они подчиняются доминирующей цели жизни-полному воплощению любви, справедливости и истины. Это означает постоянное стремление развивать свои способности любви и разума до тех пор, пока не установится новая гармония с миром.Это означает стремиться к смирению, осознать свою тождественность всем существом и отказаться от иллюзии обособленного неразрушимого Эго...»

 

Записки Самойлова.

Уколот: комплекс неполноценности не может быть источником поэзии.

 

Только рифмы? Маловато.

Может быть, добавить мата?

 

Как назвал я её? Ивановой?

Нет, Матвеева вовсе она,

И её голосочек хреновый

Для меня как собаке луна.

Под её непростые напевы

В запредельность мечты увели.

Бледный лик романтической девы

Возникает в туманной дали,

Корабли шелестят парусами,

Облака отплывают в закат,

Капитан, восхищая усами,

Снаряжает куда-то фрегат.

Этот тоненький голос сиротки,

Вызывая волнения дрожь,

Так не вяжется с образом тётки,

Ивановой, Матвеевой тож...

 

(Склеротик, не сразу вспомнил фамилию Матвеевой, Новеллы, чей мотивчик напевал про себя).

 

В искусстве музыки словес

Мой вкус не ведает границ,

Но без ошибки, как отвес,

Всегда указывает низ.

 

Из раннего ВВМ.

 

..и РАНьше бегущим,

как жёлтые РАНы

ОГНИ   оБРучали

                Браслетами  НОГИ..

 

 

Фромм.

..»язык-драгоценнейшее достижение человечества...но при этом человек должен всегда осознавать опасность сказанного слова, угрозу того, что слово займёт место живого переживания...»

 

Духовного и плотского

Уроки брать у Бродского!

 

Поэту.

Когда возьмутся драть,

В преддверии финальном

Что попросту орать?

Ори- оригинально!

 

Стихи  могут превратить «там и тогда» в « здесь и сейчас».

 

Их было три: один, другой и третий,

И шли они в кильватер без огней,

Лишь волуом выл в снастях разбойный ветер,

А ночь была темнее всех ночей.

Был дан приказ, решительный и строгий,

Пойти норд-вест, с собою бомбы взяв-

Там в море злобно бродят англичане.

Был дан приказ- так надо исполнять.

Мы шли вперёд, минуты коротая,

Мы шли вперёд- так говорил приказ,

Одну с другой отсчитывая мили

Туда, где смерть подстерегала нас.

Поэтому оно ли, потому ли,

Иль ряд других-не спрашивай- причин,

Они во мраке ночи потонули,

Их скрыла глубь бушующих пучин.

 

Много непонятного в песне-Кто они? Кто потнул? Почему они воевали с англичанами? Темно творчество народное.

 

Динабург- пусть Аллах

Продлит его года-

Ведь верно о стихах

Сказал моих тогда!

Свидетельством, сказал,

Несовершенства верси-

-фикации нельзя ль

считать число инверсий?

 

Исайя 28,22.  «...и так не насмехайтесь сами над собой, чтобы узы ваши не стали крепче.»

 

О. Песня- спасенье,

Паренье душой,

Момент растворенья

В печали чужой!

 

Лишь мимолётное виденье

Минут в минувшее паденье-

Как водопад: он там и тут,-

К живому чувству приведут.

 

Уму у музыки ничем не поживиться-

Она ему как алгебра, ясна,

Но чувство глупое над нотами резвится,

Коль эта музыка с умом сочинена!

 

Сегодня день Киоилла-и- Мефодия,

Спешу поздравить ваши благородия!

Уж не побрезгуйте в веселье и пианстве

Приветствием Еврея-во-Славянстве!

 

Стихотворные структуры-

Не случайности игры,

И не плоские фигуры,

А объёмные миры.

В них магические гаммы

Духи пленные поют,

-видно, рифмы- орифламмы-

испариться не дают.

 

Гораций, кн.4, ода2.

..лучше ты, поэт,

                             полнозвучным плектром

нам споёшь о том,

                              как, украшен лавром,

Цезарь будет влечь

                                Через холм священный

Диких сигамбров!»

 

Повстречался со старинной я

Лирой Римской семиструнной.

Погоди карать, Эриния.

Дай коснуться вечно юной!

 

Опять из Горация (Оды,4-9).

 

«Талант безответный    близок к бездарности, зарытый в землю!

Лоэллий! Мои стихи тебя без славы не оставят...»

 

«Сороковые- роковые», оказывается первым сказал Блок. Впрочем, всё первым сказал Пушкин.

 

..каждому своё: лирик ловит трепыхание жизни на её границе, как садист-убийца. Классик кладёт венки, ставит памятники.

 

Вот Маяковский, поэт-гражданин,

Автор поэмы «Про это»,

Он достаёт из широких штанин

Многих советских поэтов.

 

 

Купил Эренбурга, Библ.Поэта. Стихи цепляют, даже советские какие-то человеческие.Стихи без усмешки, русская лирика.

 

Стихи А.Левина. Смесь Олейникова и Кручёных, талантливое слововерчение.

 

Цепляюсь за рифму как за соломину.

 

У каждого слова- смотри!-

Скрывается рифма внутри!

 

О. Если б просто жить,

Не занимаясь блудом,

На рифмах ворожить

Не подобает людям,

Искать в звучанье слов

Закон миропорядка,

Миря добро и зло

Уверенно и кратко!

 

Банальная мысль в стандартном исполнении- это кич.

 

Читаю дневники Шаламова. Насчёт Маяковского он неправ, но причём тут правота, когда- нелюбовь!

Хорошо об Эренбурге, Пастернаке, хотя Живаго не принял.О Мандельштаме-и, пожалуй, всё.Сильный человек, но больной, злой.

 

Бессмертия не надо,

Играй в слова, поэт!

Игра- сама награда,

Другой награды-нет!

 

Из Горация:

 

...»долог подёнщику день...»   Послания,1.

 

Полистал Дельвига: Наш Гораций.

 

Стёб да стёб кругом.

 

Шёл между кочек и ям

Жук, шестистопный, как ямб.

 

В Знамени подборка провинциалов, молодых, повидавших суму, тюрьму, войну, больницу. Это не благополучные, вроде- не сглазить бы!- меня. Я к смыслу иду от звука, отчего мысль поверхностна, банальна. Для меня главное- неожиданность звучания, перетекание слов одного в другое, метаморфоз слов. У них- фонетика на втором плане а держит- сочетание слов. Например, у Шевченко:  ...иноязычных рощ,,. Участнику зимы...поймали и убить забыли...

 

А рифмы пора вам, кропая стихи,

 Проталкивать вправо, к началу строки!

 

 

Крепко стянутый стишок-

Рифма словно ремешок.

Рифмы парные

Чуть вульгарные,

Перекрёстные-

Посерьёзнее.

А стих нерифмованный-

Как конь неподкованный.

 

И вот поэт найдёт сюжет,

Слова головоломкой сложит,

И коль талантливо солжёт,

Стишок получится, быть может.

 

                                  

Барт.

«Парадоксальное знание, открывающееся непосредственно через акт письма с достоверностью глубинного опыта...»

 

Их новояз-новоляпюк

Пытался нас взять на испуг.

Постмодернист-таксидермист,

Сам симулякрами кормись!

 

                                                                   

И трезвый, и поддатый,

Пряду свою кудель.

В стихах одни цитаты,

Не книга- цитадель.

 

      

Знамя,8. Обиженный Межиров, традиционалист. Ник. Байтов. Размер стандартен, только смыслом- сюр. Зрителен, местами тёмен, интересно.

     Абсурд привлекает внимание, а бессмыслица оставляет равнгодушным, или раздражает.                                                       

 

Старый поэт- уходит под снег с ещё зелёными листьями.

 

Частотный словарь выдаёт: я, моё, моя...-Ваше Местоимение!

 

                                         

Барт:  «Письмо- чтение», письмо себе.

 

И мат информативен, хотя и примитивен.

 

Издание Михалкова- «Русский архив» с трудами Меньшикова- юдофобия.

Из русской песни слова «жид» не выкинешь.

 

Я нахожу в моей ментальности

Большой процент сентиментальности,

И нотки злобности слышны.

А злость и юмор ходят розно-

Ведь злое, в сущности, серьёзно,

Его сарказмы не смешны.

 

А.С.П.

 

По  Им проложенной тропе

Который гол уже идём мы-

И я, затерянный в толпе,

Ему неведомый ведомый.

 

Стихи маргиналов в Знамени- они как бы в полупохмелье, где им комфортно, был бы Агдам.Но- стихи.

Кенжеев о Рейне:

«Один из любимейших приёмов..-употребление особой категории времени, которое так и тянет назвать прошедшим невозвратным».

«...И через много лет в такой же час,

расставшись на вокзале со спутницей моей,

я понял: вот и молодость прошла,

и дальше в этой непробудной жизни

нет для меня ни страха, ни греха...»

 

 Мастерство не воровство.

 

          

Блок и Циолковский-оба родились в России, а умерли в РСФСР, вдали от родины.

 

                    

Где катарсис, где момент

Просветленья в тексте длинном?

Где народный инструмент

Выбиванья клина клином?

У тебя же мрак и ночь,

Ты в тоске, беде, позоре-

Постараться надо, смочь

Минус с минусом поссорить!

 

  Мечта.

Не тощим поэтом ледащим

Хотел бы я быть, не таким,

А стройным, поджарым, блестящим,

Мажорным , пожарным, лихим!

 

Пастернак.

И детальность, и трансцендентальность

Сочетать умеет гениальность!

 

 

 

 

 

 

1996.

 

Какая строка у Галича!

«Это ж, бРАТ-  ЦЫ,

                РАДиаЦИя,

А не ПРОСто

     куПОРОС !

 

Нимало нас не занимало

Строенье мировое

И пониманье заменяло

Нам пенье хоровое.

 

Стихо- творенье подлежит акцизу,

Сродни винокуренью и стриптизу!

 

«Рукописи не горят»-сказал некогда испанский раввин, когда инквизиторы жгли его книги:-«горит бумага, а буквы улетают к богу.»

 

Ужасно! Умер Ёс!

Ушиблен вестью горькой-

Инфаркт его унёс,

И не у нас,- в Нью-Йорке.

Не ждали. Вот те на!

И диктор, скорбный ликом,

Ещё смущаясь, на-

-зывал его великим...

 

Оказывается, днями умер и Левитанский, на собрании СП о Чечне.

 

Пригов о Бродском: « Он замыкает цепь поэтов par excelens, талантов много, и не убывает, только отношение к поэту уже не то.»

 

Многие стали писать по новому, это пост-Бродские. Не говорю о Кривулине, он- параллелен.

 

(Бродский)

Предметы, становясь прозрачней,

И даже призрачней,

Собой

Являют символ многозначный,

Многозначительный такой,

Когда , означены словами

В стихотвореньях мастеров,

Они в игру вступают с вами

По правилам  иных миров,-

Вы перепуганы немного,

Подозреваете обман,

Однако то, что не от Бога,

Отходит на последний план...

 

Г.Померанц: «Как избавиться от внутреннего шума, от болтовни ума? Как отличить болтовню от творчества самому?.. Ограничиться в потреблении культуры, docta ignoranta.

 

ТВ. ВасВас  два вечера разговаривал с Кушнером. Приятный разговорчивый умный Кушнер. Стихи с отмечаемыми мною находками вроде «библию люблю».Мейнстрим!

Размышляющий лирик, стесняется чувств, охлаждает их, снижает- посвящённый поймёт, профан не обидит.

 

Парнас пустеет постепенно,

И в тот же час, когда у нас

Известность, как пивная пена,

Сошла, осела, улеглась.

Там нет отбора, нет ограды, там равно всем поэтам рады-

Ведь вести новые про нас они приносят на Парнас,

И старожители Парнаса, их встретя, подадут питьё,

Проводят с наступленьем часа в запасник, иль в небытиё.

 

Вася в разговоре с Кушнером упомянул о роли интонации в стихе, и что в новейшем течении интонация исчезает. Тот согласился-монотонное чтение Бродского устраняет автора из слышимого текста.

 

Никто от бед не застрахован,

Но рок артиста не проймёт.

Глухой как пень, сумел Бетховен

«внять горних ангелов полёт».

«Когда строку диктует чувство,»-

гасите свет, дела- труба!

Тоска глупа, любовь слепа,-

Тут маловато для искусства.

 

Форма афоризма- норма для трюизма.

 

Программа стихотворства в нас «зашита», поэтому по-честному нельзя вдруг начать петь по-иному. Разве что сойти с ума.

 

Я в книгу великих стихов

Вхожу словно в церковь с базара.

Я слышу веленья богов

В суровых словах эмиссара.

Оттуда ниспосланный к нам,

Он в храме пустынном вещает,

Который по праздничным дням

Базарный народ навещает.

 

Бюрократизмы, техницизмы-

Хоть признак низменности сти-

-ля, с ними даже и трюизмы

звучат по-новому. Прости.

 

К.Шишову 55 лет, из них 40- творчества. Плакаты с портретом по заборам: будет чествование. Чёрная зависть диктует:

Хотел бы в единое слово

Я слить свою злость и печаль,

И бросить то слово в Шишова,

Чтоб ветер унёс его в даль!

 

Своё читать долго невозможно, как глядеться в зеркало.

 

Постмодернизм как пост- того нельзя, иного,

Скоромного, трефного...

Постмодернизм- компост,

Компот из сухофруктов

Культурной флоры, круто

Заварен и не прост.

Постмодернизм, дерзни

Ещё перед уходом,

Уставший от возни

С концептуальным кодом!

Постмодернизм, вождей
меняй на тех, кто против-

Уж предложил Эпштейн

«пост» заменить на «прото»!  (Статья Эпштейна в Зн.)

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Идеал- кристаллическая симметрия стихотворения.

 

Не поэт говорит,

А его алгоритм!

 

Дышу с трудом, всё мне не дышится.

Пишу о том, как мне не пишется.

 

Поэзия- и Остальное. Остальное остаётся на поверхности Мёбиуса, а Поэзия- выход в другое измерение. (О ленте Мёбиуса- у Бродского. Ещё у него о скуке как чувстве вечности-чистого времени. Он повторяет Пастернака- стихи как квинтэссенция прозы.)

 

Уйдут с советской Атлантидой

В глубины времени, на дно

Культуры той кариатиды,

Литература, быт, кино,

Мы с нашей памятью, в которой

Запечатлелись, хоть мельком,

Поэты, критики, актёры,

И Ю.Нагибин с Дневником.

 

Зн. Стихи Л.Лосева-сильное впечатление, и на слух тоже- компактно, ясно. Уж не признак ли это негоего еврейства в поэзии? Не сантимента. Мрачен сутью и светел видом. Текст выделан.

                                                                                                                                                                                          

ТВ- Вася с Ольгой Седаковой. Обожественном. Стихи в её чтении темны, но вдруг чувствуется электричество. О драгоценном камне, заброшенном в пустыню. Он нигде и везде. Как Бог, если он есть.

 

 

В стихе быть должен некий плюс,

В читателе- какоё-то минус.

Тогда и я не зря треплюсь,

Да и читатель что-то вынес.

Скажу (для рифмы) аналОг:

Меж нас прошёл электроток.

 

Руки вымыл сначала,

Сел за прибранный стол.

Чтобы пасть не воняла,

Пожевал стиморол.

Сам-то в белых одеждах,

Смотрит в даль, в облака.

-О красивых, о нежных,

сочиняйся, строка!

 

На грани сна и яви

Являются стихи,

И я менять не в праве

Ни слова, ни строки.

Но разум отвергает

Участие мечты,

В отверстия влагает

Корявые персты.

 

В книжках и стихах- Я, в жизни- МЫ.

 

Создать сонет,

Заправить в интернет-

Нерукотворней памятника нет.

 

Пропало вдохновение,

Заел рутины гнёт,

И чудное мгновение

Уже не подмигнёт.

 

Метафоры или каламбура хватает только на один куплет. Вот  Губерман, современный Омар .

 

Поэмы- поделом давно забыты вы ведь,

А каламбур колом из головы не выбить!

 

Коль надоест вести игру-

Не подражай Петронию-

Забейся в нору, в конуру,

Но только не в иронию!

 

Никем не быв на то уполномочен,

Хранил ВМПС русскоязычный Гердт.

-Из инородцев, а каков эксперт!

И гордый внук славян потерей озабочен.

 

Нет, Рильке труден для меня.

Быть может, дело в переводе-

Но все переложенья-вроде

Как перед взрослым ребятня.

 

Брюсов.

«..дыша огнём вопинсоманий»- опечатка, которую кто-то посчитал за изыск декадента.

 

Поэт.

 

Другим не чета,

Других не читал.

 

 

 

1997.

 

Что идёт на смену пост- модернизму?

-Видимо, скоромный.

 

Читаю стихи 1830-31 гг. Какой общий взрыв патриотизма по случаю разгрома ляхов! Чтоб неповадно было покушаться на целостность(!) России. Актуально сегодня.

Появился Лермонтов- совсем другой напев четырёхстопного ямба- Белеет парус одинокий, и трёхсложные- по небу полуночи ангел летел.. Запел.

 

Бродский.

Как змей, был мудр и двуязычен,

И многолик.

И разговор уже привычен,

Что был-велик!

 

Шестидесятники.

 

Обсевки разумного-доброго-вечного

Росли на меже,

Но их в результате «спасибо сердечного»

Не видно уже.

 

Читаю Норвида, 50-80-е гг.Х1Х века,  местами очень  современно звучит, образы неожиданныЮ фрагментарность, не свойственная его русским современникам. Гальчинский упоминает его рядом с Шопеном.

 

Читая вновь давным-давно прочитанное, находишь между страниами с отметками ногтем самого себя-того, давнего,как засушенный цветок или листок отрывного календаря.

Это я под гипнозом Пруста.

 

Всё «мудрое» я написал в юности, теперь пришла пора для глупостей- это труднее.

 

Дочитал 1 том Пруста. Интересно, как в своих воспоминаниях он докопался до моих?

 

Градскому-50.Тексты не бог весть какие, сатирические, но словоплетение цепкое, чувство сквозного звучания, что ли,- как у Высоцкого.

ТРИ  сесТРЫ.

Начиналось хорошо,

Отмечалось широко,

Опосля веселья

Кончилось везенье.

 

У Пруста о стихах как о сдваивании с помощью рифм систем смыслов и звуков: красота- это упорядоченная сложность.

 

О риторике (Х.Блюменберг).

..риторика- украшение истины...преображение впечатлений в выражения.

Способность жить идентична способности определять свою роль, метафорический характер имеют не только разговоры о роли,но и сам процесс дефиниции в рамках ролевой концепции (от которой зависит осознание собственной идентичности) выходит корнями к метафоре, утверждает себя как метафорическое «согласие», как цель любого убеждения, в т.ч. самоубеждения...есть согласование собственного ролевого сознания с чужим ролевым ожиданием..

 

 

М.Айзенберг.

«...Концептуализм-искусство открытого выявления приёма, искусство игры с приёмом,..сообщающее авторам чарующую развинченность литературных денди...переозначивание официальной лексики и символики, по духу родственное соц-арту. Страсть к искривлённому цитированию, языковым искажениям, дух травестирования и остранения...изменение в отношениях между языком и сознанием, принципиальный диалогизм концептуального сознания, игра с чужим голосом.Концептуализм занялся движением внутри существующего, а не созданием новой языковой реальности (отклик на новые события).Эстетический релятивизм вроде пагубной привычки, конкретизм: неуловим для любой идеологии. Приёмы заполняют всё пространство стихотворения, все средства, присущие именно поэтической речи, здесь подчёркнуты, избыточны.Это маркированная, образцовая поэзия...усиление»поэтического» в языке усиливает ощущение условности в языке и фиктивности переживания...идея симулякра уходит в художническое подсознание...

  Текст берёт читателя силой. Такого автора можно считать персонажем из пьесы, которую разыгрывает не язык, а литература..художественность ощущается как жизнеспособность, как сила продолжения вне инерции...»

 

 

-Кто такой поэт?

-Это недоразвитый прозаик.

 

Я не рыбарь, т.е. не рыболов.

Я лишь словарь, я собиратель слов.

 

Смутные чувства следует выражать чётким образом.

 

У Юнга- о том, что символ не может быть рационально исчерпан, иначе это только знак сознательного, умышленного. И у Пруста по поводу Гюго, чьи ранние стихи- украшенные мысли, и только, тогда как поздние ближе к природе, которая только наводит на размышления.

   

 

Пока слова в стихе не лягут, словно пыль,

В бегущий смерчик поднятая ветром,

Не перечитывай, пока не подзабыл

Те ссоры содержанья с метром.

 

Бургхардт:  «..Мы чувствуем действительность двояко: в мгновении и в воспоминании. Тогда же, когда мы стараемся»не спускать с неё глаз»,-мы её не чувствуем.» 

 

В молодости мысли, вкладываемые в стихи, чаще всего заёмные, но с выбором, чем и интересны. С возрастом переходим на собственный корм, часто мало питательный.

 

Я свой повседневный читатель.

Мой автор-тират, я и есть.

Я стольких великих- представьте-

Мне времени не дал прочесть!

 

Раб родного языка,

Полюби тюрьму, ЗК!

 

Нет, ностальгию я понять могу,

Но только по родному языку.

 

О.Седакова о совпоэзии: философия масскульта-вырожденный фольклор. Маска как признак регресса, фольклорного поведения в лит-ре. Пример- Пригов.

 

Постмодерн.

-Что гамбургер, котлета в тесте?

Поговорим о гипертексте!

 

О.Баранов. Гипертекстовая субкультура:

-у текста может не быть определённого начала и конца, ни какой-либо жёстко заявленной автором последовательности чтения. Даже названий произведения может быть множество.

 

Мои записные книжки и есть гипертекст-мой- со всеми ссылками, цитатами и подмигивающими коннотациями.

 

Сочиняю, Маня-Ваня, я

Не для оболванивания!

 

Плотность письма у Бродского напоминает живопись Филонова, у которого каждый миллиметр заполнен своим и в единстве с Целым.

 

Из Бродского об Одене:

Стареющий человек, если он всё ещё держит перо, имеет выбор: писать мемуары или вести дневник. По самой природе своего ремесла поэты ведут дневник.Часто против собственной воли, они честно прослеживают то, что происходит с их душами, будь это расширение души, или- более часто-её усадка, и (б)- с их чувством языка, ибо они первые, для которых слова становятся скомпрометированными или обесцениваются..Поэтов, особенно тех, кто жил долго, следует читать полностью...без преувеличения, каждый индивид должен знать от корки до корки, если не как проводника по этому миру, то как критерий языка...

 

Бродский: «...ибо у ямба есть склонность маршировать под собственную музыку, иногда срываясь на песню..поэтому вопрос заключается в том, где он позволит своему размеру запеть...»

 

Липкину 86 : «не писать мне трудно. Я не знаю, физический это процесс, или духовный, но писание стихов это и есть я.»

 

Ограничиться немногим,

Обойтись необходимым-

Лишь великим и высоким,

Лишь любимым и родимым.

 

...там где-то Хлебников пернатый

среди ветвей свои кантататы

тянул, не внятные уму-

-несовершенству моему-,

но душу звавшие куда-то...

 

- Чем топят вместо книг?,-

подумал истопник.

 

Люблю банальности. Они как известняк,

Пласт многолетних отложений

Общедоступных выражений,

И здравый смысл- их общий знак!

 

Словесные находки вроде забавных рифм,перевёртышей- они в печатаемой продукции как изюминки в булке. Их обычно и цитируют, иллюстрируя мастерство.У меня часто изюм без булки.Приедается, наверное.

 

Если опорой поэзии (скажем так) моей было отрицание ТОЙ действительности, негативизм, то с исчезновением противовеса негативизм не пропал, он обернулся против самого автора, и автор отрицает, топчет себя со сладострастием. Позитив в Прошлом, элегичность спасает от самоистребления. «Полюби себя как ближнего»- начни с ближнего.

 

Болтливость не признак таланта,

А просто каприз дилетанта.

 

Художник.

 

..и не святой, и не злодей-

пойми, товарищ!-

он жил в естественной среде,

как тот опарыш.

Он рос, питался хорошо-

-А ты не нюхай!-

стал уважаемой большой

говённой мухой,

но, независимость любя,

свободы ради,

он наблюдал вокруг себя

и тайно гадил,

и что-то ставил нам в вину,

говном рисуя по говну.

 

Я рассказал потомку в дневнике,

Как тихо жил в укромном уголке,

Как ту еду активно не любя.

Я Время пропускал через себя.

 

Распространились по газетам,

Кому не писан был закон,

И обошлись подобно зэкам

С великим русским языком.

 

Дневник Нагибина.

Среди учителей называет Бунина, Жироду, Пруста.Ценит Платонова и считает его воскрешение своей заслугой. Открыл и вывел в люди Казакова.  Пошутил: у русского народа было одно право: крепостное. Чтение поучительно- это свидетельство о времени и людях, во-вторых, его эксгибиционизм позволяет и в себя заглянуть, такое зеркало.

У Нагибина ещё и потому так черно в дневнике, что всё светлое шло у него напродажу, а в дневник сливался негатив.

 

Палиндромоны входят в моду,

Но вот нужны ль они народу?

 

Сотрите времени приметы,

Оставьте лишь инварианты.

Для долговечности поэта

Они- надёжные гаранты,

Хотя не объясняет это,

Как Дант сумел остаться Дантом,

Быв политическим поэтом?

Быть может, что-то тут с талантом?

 

1988.

 

 

Считаем признаком почётным,

Когда становишься печатным,

Но бывши прежде цельным-чётным,

Тотчас становишься початым.

 

Гумилёв говорил, что стихотворение оправдывает одна удачная строка.

Вишневский пишет одностишия.

 

Проблема с гимном.

Воспеть берёзку , или птицу-тройку,

Мотивчик подобрать к словам лихим,

Чтоб даже заурядную попойку

Мог хором завершать российский гимн!

 

Экзюпери: Стихотворение должно быть семенем.Цель творчества- связывать подробности в единство.

 

О рифмовке.

Не от смысла- от умысла

Упасает приём:

Ты об чём ни задумался-

А стихи-о своём.

 

Название- в итоге называния,

Пока ж не кончил перечень Адам-

Никто не знает имени создания

И план Создателя неведом нам.

 

С точки зрения постменталистов все эжти игры с рифмами-такая отсталость!

 

Я не посмею, не возьму, хотя прожился джо сумы,

Но Муза, изменив уму, берёт у зауми взаймы!

 

Бродский о Платонове. Знакомая цепочка: Лебядкин-Заболоцкий- Платонов.

Чевенгур- люди, попавшие под власть языковых фантомов.

В эссе о Стамбуле он противопоставляет западному христианству восточное и ислам- коллективистское, родоплеменное сознание, неуважение к человеческой сущности, жизни, правам. (Большевистский исламизм :»единица- ноль».)

Бродский оставил Россию, но на этом не остановился: он стал подданным и другого языка. Он сохранит русский язык в английском переводе.

 

 

Слова, близкие по звучанию,разведены смыслами обиходной речи. В стихе они сближены.Так иностранцы прежде смысла воспринимают звучание чужой речи.

 

Вагинов, Козлиная песнь.(Древние греки так называли трагедию). Персонаж «Неизвестный поэт».Персонажи Песни вначале живут не «здесь», а в избранных ими мирах- кто в Возрождении, кто в дореволюционном Петербурге, кто вообще в эмпиреях. «Неизвестный поэт» к концу приходит в «наше» время , возвращает себе фамилию и стреляется, т.к. перестаёт сочинять. «Мне жаль тебя, ты живёшь в том же мире, о котором пишешь!»

 

Я пишу в темпе рального времени, чем дышу, о том пишу. Тут и теперь. Ю.Ф- в темпе старения, но с обратной перспективой, укрупняя отдалённое. Но оба- в том же кругу. Кто вне? Седакова?

 

Н. Иванова о «трансметареализме»!

 

Поэт.

« Ты- царь..» АСП.

 

-Негоже голышом

перед людьми во фраках,

но ежели пришёл-

будь королём, однако!

 

С философистикой стихи,

Однако, любят простаки.

 

Пушкин обращается к Другому, к другу. Лермонтов- к самому себе, видимо, врагу, ибо мстительно себя разочаровывает. Тютчев- к Богу с отчётом. Хлебников- ни к кому, он открыт на 360 градусов. Точка?

 

Катулл, уцелевший в единственном списке-

Пример говорит об оправданном риске.

 

Тематический кризис. О чём люди пишут? Одни- непонятно, о чём, другие-настолько понятно, что непонятно- зачем?

 

О Пушкин! Как «искусство плана»

Внедрить в лирический фрагмент?

Неподконтролен сантимент,

А нет- работа бесталанна.

Лишь гениальности подстать

Рассудок с чувством сочетать!

 

 

При отсутствии собеседника не помогает и раздвоение личности.

 

Фигуры восковые, похожие клише,

И всё же неживые, как яйца Фаберже.

 

ТВ. Старушка  декламирует стишок, явно дореволюционный. У неё спрашивают:-Чей?

Она отвечает:-Общий.

 

Не бездельничает: всё время занят собой.

 

Летописание как цель и средство существования в отсутствии.

 

Полистал об А.Белом- это он начал рифмовать разрывом слова, и предлогами-союзами.

Лотман о том, что благодаря структуре, конструкции, стих становится единым словом-символом.

Постмодернизм-постсимволизм- ориентируется на несвязность, разгерметизацию стиха, пропуск хаоса.

 

Пушкин- общий ключ для открывания себя для Слова.  Отмычка, штопор.

 

Некий Парамонов уравнивает постмодернизм с еврейством. Не понял.

 

ТВ. Вознесенский:  джужас-крайзис-суперстар, матьма, Питер-терпи.

 

Пушкин- полупроводник западной культуры в Россию.На экспорт не пошёл.

 

Веничка.

Великим был паяцем-пьяницей

И мужиком из мужиков,

И памятник ему- лежачий- тянется

Аж от Москвы до самых Петушков.

Стихи не идут- нужна пустая голова, а тут...

 

Тут ненужный, там чужой.

Выбор, в общем, небольшой.

 

Читаю-перечитываю Л.Гинзбург. Нелёгкое чтение: мысли, вылежавшие долгие годы , спрессованы в камень. Лапидарий. Неодобрительно рассуждает о пишущих в стол.Трусят- что гения не признают, или- самоуверение в своей бездарности, что как-то оправдывает утаение, но как оправдать загубленную жизнь свою и своих?

 

Некто Шаповал переводит на блатную феню классику- Шекспира, Пушкина. Большой успех в местах заключения: понятно сидящим массам.

 

Хайямоватая лирика.

 

Некрасовское- «чтоб словам было тесно» и Тыняновское – теснота- свойство поэтической речи. В отличие от прозы. Квинтэссенция (Пастернак).

 

Камю. Человек абсурда между Сциллой Отчаяния и Харибдой Надежды. Сиюминутность, трезвость, серьёзность. Жизнь- приключение, активно участвовать в нём.

Пастернак в этом смысле?- «Мне к людям хочется, в толпу,

В их деловое оживленье,

Я всё готов разнесть в щепу

И всех поставить на колени..»

 

1999.

 

Лотман о происхождении искусства: « животные живут в предсказуемых ситуациях, их поведение ритуально, пока они не изгнаны из своего ареала. Когда-то протолюди были выброшены и стали поневоле соображать. Так и люди искусства живут вариативной жизнью, в отличие от остальных, оставшихся в мире ритуала, но дают возможность тем остальным пожить в их виртуальном мире, другой жизнью..»

 

Ирония- тоже фальшивка,

Но всё-таки в меру, не шибко.

 

По телефонному приглашению Димы Кондрашова пришёл в Фонд культуры на обсуждение его стихов.Был Окунев, сбивчиво хвалил что-то ему известное. Ягодинцева отмежевалась от «умных»стихов, поругала.Впервые мной увиденный Виталий Кальпиди произнёс умную речь с психоанализом бегства Димы из «коллективного бессознательного» в смерть, т.е. в культуру, в кладбищенскую тишину её памятников, и уличил в материализме. На это Дима возразил, что он агностик.

Тут на Кальпиди напал некий Димин друг, заявив, что и мы Фрейда читали, но в российских условиях он не действителен.

   Дима наконец прочёл стихи. Я их с большим вниманием и удовольствием выслушал. Он где-то в русле Лосева и Бродского, стихотворение которого он, по-моему, мастерски перевёл с английского. Я не высказывался, но уходя, выразил, что стихи мне пондравились, на что он, упав головой на стол, сказал:-О.Боже!

    Был там ещё крепкий паренёк по фамилии Попов, дарил всем книжку «Ностальгия длиной в одну сигарету». Первая строчка первого стихотворения была:-«Я- русский..» и т.д., о том, что русскому нет места в России, а все поэты русские- жиды, вроде Бродского, Когана, Пастернака. Остальные стихи- обычные жалобы на то, на сё. С соседом толковал о компьютерах.

Ю.Ф. не принимает Диму всерьёз, а зря: тот- профи, и не провинциального уровня, только пишет мало.Стихи, конечно, в мире словаря. Каламбурит, играет намёками, омонимы, цитаты. Хронотоп- здесь и сейчас. Поток ассоциаций, связанных звукосмыслом, иногда выводит к неожиданному концу, ценной находке.

 

Стих- начинка не стоит выделки.

 

2000.

 

Знаток, влагающий персты

В отверстия, пустоты текста!

Увы, утеряны пласты

Контекста, поколенье nexte

Уж не поймёт, что знаешь ты!

 

Толи просто обознался, толь в уме явился крен,

Но в тусовку затесался к молодёжи старый хрен.

Им ненужные советы подаёт порой, балда.

Это дети в интернете. Тятя, тятя, ты куда?

 

Котлета в тексте.

 

На сервере диком.

 

Стихотворная афазия- анаграмматические стихи с перестановеами букв и слогов.

 

Не славы ради, тщеславия для.

 

Евреи, староверы божьи.

 

После двух публикаций стишков  ко мне стали относиться как-то внимательнее, как к больному.

 

Потянулась жизнь тупая,

Вдохновенье не питая.

 

Дневники- двойники. 85-тилетний Савелий Гринберг. Его стихи из дневников 50-х-70-х гг. В России не пытался издаваться.Здесь напечатал «Дневниковинки». Те же приёмы, почитатель Маяковского.

 

«Потерянный ад».

 

Соло нахлебавшись.

 

«Я уехал, нет меня!»  В.Бородин.

 

Вот, собственно, и всё. DIXI.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz