Из записей
1980-1981гг.
Долгие проводы-лишние
улыбки.
Только зимой воздух можно
почувствовать на вкус и наощупь.
В картине,построенной по законам классической
перспективы,подразумевается точка,из которой проецируется всё.Для каждой
культуры система построена так,как будто
такая точка существовала.Христианская западная цивилизация- спрямление
реальности в направлении исходной точки-мифа.
М.б,Бог-это итог эволюции
материи,а наш разум-только тупиковый вариант,обречённый,вроде
динозавра?
Самое утончённое
коварство-самопожертвование.
Пророки-провокаторы
прогресса.Причина-положительная обратная связь.
Аэродинамика ангелов.Ангел,как
орган,поёт без передышки,на одном сплошном выдохе.
Расширить состав
св.Троицы!
Искать опору смыслу в
звуке. Пушкин?
Похмелье от
стихов,похмелье от вина.При безденежье
опохмеляться стихами.
Камера обскура
Сурдокамера
Камера абсурда
Джазовая импровизация как детектив:вначале
труп-тема,потом поиски и находки сыщика и наконец-резюме для тех,кто не понял.
Тяжёлый ритм басов,на их фоне мельтешение высоких
нот.Как будто марширует батальон хромых на одну ногу и вдоль строя с визгом
бегает командирчик.
Кумир? У меня их целая
кумирня!
Мы утомились, братцы, превыше всяких мер.
Довольно надрываться, объявим НТР!
Запросим руководство, чего и как внедрять,
Забросим производство, давайте потреблять!
Робот думает за нас, робот делает за нас,
Зажуём, ребята, рябчика, зарежем ананас!
Внутренняя эмиграция-
самосъедение.
Ну а может, не сразу убьют!
И наводят в окопе уют.
Сплошные понедельники.
Во времени мы недвижны как
деревья в пространстве.
-Если надо,сам петухом пропоёшь,-сказал Пётр.
Стихи не сочиняются,они
припоминаются.
Против тостов.
-Речей не тратить попустому,
Где нужно всласть употребить!
Воображаемое гораздо
опаснее.Появляется оригинал-и облегчение:не то,не то!
Своё отпировали, сгрели, отошли,
Цыгане отыграли, герани отцвели.
В какой оконной раме тебе являлся день?
Где в прятки с фонарями твоя играла тень?
Ночь, улица, аптека, в канале плеск весла.
В ночи, в начале века не стало человека, аптека не
спасла.
Сегодня 50 лет со дня
смерти Маяковского.
Я знаю странного мужчину,
Надраться рад на дармовщину!
Искру божию в себе загасил
сам,опасаясь пожара.
Артур уехал в Пакистан,
Снимите шляпу, снимите шляпу..
Тополь всю ночь шумел,боролся с ветром, наотмашь
бил в упругую пустоту,терял ветки и листья.Листва шумела как жестяные доспехи.
Тот Некто,без вида и без имени,боролся с Иаковом в ту библейскую ночь до рассвета.-Кто
ты?-спросил его Иаков.-Что в имени тебе моём?-был ответ. И правда,зачем имя
Единому?
Великий поэт как орудие главного калибра,работает
на вечность.Его снаряды над нашими головами улетают в грядущее.Бедное грядущее.
Да здравствует Барков, похабен и неистов!
Восславим смельчаков, привет анекдотистам!
Редактор, злой Прокруст! Остерегись, готово
С любых сорваться уст непрошенное слово!
От тюрьмы да от семьи…
Продольный и поперечный
способы осчастливить человечество.
Склонив головку надок, я глазки заведу,
Чтоб слушать, как силлабы стучатся на ходу,
Меняются местами, становятся словами,
Слова как шестерёнки цепляются, журчат,
Чтоб песенке – подёнке сложиться наугад.
Тяжесть такая,будто на
плечах тащу свой собственный труп.
Борясь с отдельными
недостатками,не забывай про общую их причину!
Ваши заботы отставить, ребятки!
Вновь на работы пришли разнарядки.
-Все как один! – приказал командир,-
Больной – симулянт, мертвец – дезертир!
Прочёл «Большой конвейер» Ильина. Свидетельства
даже самых пристрастных современников
информативны.
Города, города, - декорации, двух похожих не
сыщется, но
Те же самые пьески дурацкие в них разыгрывать нам
суждено.
Пролетарская поэзия 20-х
гг: « Читайте железные книги!» ( В.В. Маяк.)
Переводы иностранных поэтов-чужая оригинальность
переводится нашими банальностями,и мысли не поражают.Если дело только в
звучании,то перевод и вовсе дело безнадёжное..
Стыдливые умолчания,намёки на некие периоды в
30-х-50-х гг,когда они не писали.Разговоры о трудной судьбе и непростом
творческом пути.А трудная-то судьба-это товарищ Иванов,который до сих пор ходит
на службу «в своих штанах и башмаках.»Даже при самых способствующих обстоятельствах для свершения
предательства необходим конкретный т. Иуда.Бог своими ручками ничего не делает.
(Прочёл книгу воспоминаний о Заболоцком.)
Она как произведение
искусства, ей место в музее с табличкой «руками не трогать».
Родичи Медичи.
Человек рождается
свободным и остаётся свободным,пока не поймёт,что это не так.
Пушкин рисовал профили по
преимуществу.Вот и проза его такая,без излишеств,в профиль.
Иностранные слова не
обременены нашим подтекстом.
Человек высокой культуры
обслуживания.
Троянский фаршированный
конь.
Злодеи-растратчики,татям
потатчики!
Ленинград . Местные
писатели: Пушкин, Гоголь, Достоевский и др.
Непрерывное время нарубили на рубли.
Граница-водораздел. Налоги
населения текут в разные стороны от границы.
О Лермонтове. Какие формулы!
Вечное клеймо- «Страна рабов, страна господ», «нет
у вас родины, нет вам изгнания..»
Ненависть греет душу как
горчичник.Тепло неестественное,не как от печки.
Концерт Визбора. Постарели менестрели.
Барахолка.
Инвалиды, продающие странные детали невиданных
механизмов. Помойный антиквариат,
Вещи не выбрасывали, они служили до полного износа.
И даже когда становились ненужными, их, как собаку или кошку, пытались передать
в хоршие руки.
Ряды с патефонами, крутят пластинки с Руслановой,
Козиным. На заборе вывешены коврики, написанные маслом на оборотной стороне
рулонов наждачной шкурки (Унесенной с абразивного завода). Там среди
тропических растений –вполне определённого вида для всех этих произведений, по
синим волнам плывут парами лебеди. На
берегу- замок в готическом стиле. По озеру плывут на лодке красавица поз
зонтиком и красавец с гармонью.
Невероятна
живучесть населения. Разнообразна жизнь, трудно всё запретить.
Наши учёные,вооружённые единственно правильным
мировоззрением,занимают выгодную позицию по отношению к маловысокоидейным,но
зато продуктивным иноверцам.Мы их покритикуем,но оприходуем и вылущим полезное
рациональное зерно.На любой вопрос наш философ спешит с готовым (как на почте,с
оплаченным) ответом.Своего рода мифологическое мышление.На явления пришлёпнем
ярлыки и считаем,что всё уже познано,приплясываем от радости.Поэтому такие
горячие споры о формулировках и
классификации , потому что дальнейший ритуал определится видом принятого
ярлыка.
Секретарши в
военкоматах.Тонкие пальчики Парок
перебирают картотеки.
Евтушенко выступил со стихами против анонимщиков.А
разве сатира неизвестно против кого-не анонимка своего рода?
Спекуляция товарами ,
властью,идеями…
К чему ещё стихи? И старые
прекрасны!
Неправомерно упрекать современников,что они не
приняли великих,признанных будущим -ведь само творчество этих художников
изменило сознание людей так, что признание его стало возможным.Не надо менять
местами причину и следствие.Гении обречены.
Слова имеют относительную свободу соединяться в сюрреалистические тексты.То же
с базисом и надстройкой.Бывают и сюрреалистические государства.
Он пил в станционном буфете, хрипел о любви
граммофон,
И чахлые пальмы, как дети, глядели в окно на
перрон.
А там пробегали вагоны в одну из другой темноты.
В своём отраженье оконном он видел чужие черты.
Он выслежен, он обнаружен. Во взгляде тая
торжество,
Толт, странно похожий, снаружи недвижно глядел на
него.
Мрачноватый у меня
Блок. «..угрюмство-разве это сокрытый двигатель его?Он весь дитя добра и
света, он весь- СВОБОДЫ торжество!» Он
же о тайной свободе: «Пушкин! ТАЙНУЮ свободу пели мы..» Тайная
свобода-внутренняя готовность погибнуть, растянувшаяся на всю жизнь
гибель.Смерть-освобождение, ибо пока жив-несвободен.
И по
поводу пьесы «Версия».Тараторкин-Блок- призывает игнорировать гримасы
Октября.Отбросить частные несправедливости в пользу большой главной правды.Мог
ли поэт согласиться на эту инквизиторскую уловку для построения светлого мира
на крови? Если «да»-он не поэт, если «нет»?
-Но как же нет, если он видел и несправедливость старого мира?
И как человек, он выбрал новое зло, а как поэт,
стал добровольной жертвой, принял вину на себя, на его крови должен строиться этот
Новый мир.Выбора для честного человека не было.
Нет, Блок неправ!
Сотри случайные черты- и ты увидишь-Необходимость!
Свобода и жизнь-только в Случайности.
Профессиональный
патриотизм.
-Реки пущены на самотёк!
Был день весёлый,золотой,
Социализм был развитой.
Широкая- то масса, трудящийся народ,-
Она как зверь от мяса, шалеет от свобод,
Но знают воеводы, что нрав его таков,
Всегда народ свободой кормили со штыков.
(Польша, волнения, Ерузельский).
В брошюре об А.Прокофьеве процитированы его строки:
«Они
прошли садами мира,
не
тронув яблока рукой..»
Общество Распределения.
1981.
Быть или не быть?
-Быть как все!
Последний спектакль
Высоцкого. Аншлаг на Ваганьково.
Политическая доктрина как
вампир.Чтобы жить,ей надо напиться крови.
Мастер машинного доения
Мария Иванова надаивает по 3000 литров от каждой машины.
Смысл существования для экзистенциалиста: умереть
за то,что его существование оправдывает.
Дело идеолога- подсунуть ему подходящую идею.
Ключевые личности,через которых , переживанием ,
можно проникнуть в их время,понять его.
Такими для проникновения в начало века для меня
были Маяковский и Блок.
Живём-играем
С производством в дураки,
С руководством-в поддавки.
Язычок свечи дразнит ночь.
При свече,при бутылке вина, при патефоне.
Ветерок по занавескам как будто котёнок.Подушки
обнимают лениво.Перина глубокая как сон.На стенке коврик с лебедями.Тихо.Солнце
на половичках.Птицы за окном.Дымок от самовара или от печки.
Жванецкий
местами-Швейк.Приведение к абсурду штампов пропаганды.
Гомо сапиенс. Хорошо размножается в неволе.
Блаженны пьющие,они на полпути.
Тётя Оля, «крановщица» в пивном киоске «колобани» с
одной ручкой короче другой,благодаря чему ловко управляется в
тесноте.Популярная среди завсегдатаев.
Кленовые леденцы-ночами на
кончиках веток намерзают сладковатые клейкие сосульки.
Польша (Солидарность) : население на работе жаждет крови.
Город обречён. Мы его бросаем в случае опасности и
бежим как от заразного. ( Учения по Гр. Обороне).
Пьесы Леонида Андреева предназначены не для сцены,а
скорее для чтения слепым или для радиопостановки:там персонажи много и подробно
описывают,что видят.
-Творить добро назло этим мерзавцам-людям!
Вот бы лечь, уснуть без
снов и умереть за секунду до будильника! И не пойти на работу!
Советские производственные романы о строительном
героизме-в сущности,истории коллективного Робинзона Крузо со всем пафосом
предоления трудностей со снабжением.И даже враги-людоеды имеются!
Вспомнил стихи, сочинённые Колькой Путиловым для
стенгазеты (6 класс) о нерадивом Боре, который завалил экзамен и был оставлен
на осень. Кончались стихи так:
Напрасно
старушка печёт пироги,
Ей скажут – она перестанет.
А Боря спокоен : он осенью сдаст,
А осенью он не явился.
Читал Арсения Тарковского.С чем сравнить? Взгляд на
мир как через огранённый алмаз.Много блестящих деталей, а общая картина
непонятна глазу, привыкшему к простому оконному стеклу.
Весна,весна!Ушли морозы
И начинаются колхозы!
У Пушкина не было этой
рифмы.
Участие трудящихся в
управлении должно проявляться в их высокой дисциплинированности.
Куда Высшему Разуму против
Заднего Ума!
Обидно быть Персонажем, хочется быть Автором!
Сатира, изжога души.
Из дневников Блока:
..потянуло тоской из Огарёва…
Преступное, низкое, жёлтое, сытое..
Желтеет кровь, желтокровие…
Жёлтый, жёлтый закат..
Жёлтая опасность-китайцы…
Приходит возраст, когда всепонимание САМО
прекращается..потом проходит и родное (родина)…вся прейдённая прейдёт…
Кроме собственно
бюрократии есть ещё и общественная бюрократия.
Талант-обязанность,а не
право.
..иметь большие нравственные силы, т.е. известную
культурную избранность, ибо нравственные фонды наследственны..нравственный
отбор..поэтому так аккуратно отмеривается и отвешивается количество арийской и
семитической крови, так возбуждены национальные чувства…не устарели ещё и
сословные счёты и важно, какой культурной струёй питался каждый из нас.
Тебя ловят, будь
чутким,будь своим сторожем,не пей,счастливый день придёт.
..вокруг одного:судьбы неудачника.Это величина
постоянная.
Мёртвый я, что ли?
Андреев-один (одно),а не в
соборе культуры.
..не оставлять свободных минут в жизни, занять её
всю своими и чужими делами.
Несказанности мира. Если есть несказанное-я
согласен на многое, на всё.
Если нет, прервётся, обманет, забудется-нет, «я не
согласен», почтительнейше возвращаю билет.
..ярчайший пример того, как может быть вреден
талант.Ничем не прикрытый цинизм какой-то голой души.
Уют городского мрака.
..и превращаюсь в какого-то лидера.........
Читал дальше дневники.С него постепенно слазит
глянец, это вполне живой, со всеми предрассудками человек своего времени,
аристократ, юдофоб.Необыкновенный здравый смысл, нелюбовь к ярлыкам.Несчастная
семейная странная жизнь.Пародонтоз, вероятно, пахло изо рта. Живой, вызывает
симпатию.
Блоку
нравился Северянин, он сравнивал его с капитаном Лебядкиным, к которому хорошо
относился.Слово «ХОРОШО» в его дневнике часто, так что Маяковский угадал.
Засвидетельствуем:Христы,
И охранное отделение
Вложит в раны свои персты
Не люблю когда меня
любят,связывает.
Стихи-симуляция общения.
Циолковский и его гуманизм: высшая цивилизация
быстренько и безболезненно уничтожает низшую,чтобы та не мучалась от своей
неполноценности, занимает её территорию,организуя для себя безоблачное
счастье.На этом основано утверждение,что во Вселенной всюду-Высший разум.Земля-исключение,её
оставили заповедником с неизвестной целью.
В этой
теории принята экспансия Разума в пространстве. А может, Им принят путь
интенсивного развития,вглубь себя,вглубь Времени?
Кусочек времени- пространства я для себя огородил
И там с солидным постоянством свои порядки заводил.
Но время вышло,
нет его, в пространство как вода, впиталось,
И тотчас вовсе ничего и от пространства не
осталось.
Неконтактность
алкоголиков.Талдычим своё.Трезвому непереносимо.Уровень-от пояса и ниже.
Стих приближается, гудя и
качаясь,как комариный столб.
Много у робота разных работ,
Робот старается, дело идёт.
Робот с работой расстаться не хочет –
Знает, что выключат, только закончит.
Думает он : хорошо наяву!
Если работаю, значит – живу!
Лес,сиреневый от жары.
Ты пролетарий, ты не царь Когда наешься,
Сыграй на скрипочке, МоцАрт, сыграй, потешься!
Ты где-то в Вечности навек ангажирОван,
А к нам сюда как человек командирован.
Вживайся в местное житьё, успеешь к богу,
А ну, МоцАрт, бери ружьё, старайся в ногу!
А ну зверей, входи в азарт, лупи по морде!
Убей Бетховена, Моцарт, получишь орден!
Странно вдруг потерять права на давнюю обиду,когда
нагретый камень исчез с души.Пустота,ещё большее одиночество.
М.б,существует это
Ewig Weibliche ? Нечто чуждое,как креатура Соляриса?
Евтушенко-ангел!-не одобрил Эренбурга за слова о
том, что если хочешь достоверно описать предательство, надо и самому совершить,
хотя бы в микромасштабе.
-Нет,-говорит Е.,-только кристальная чистота
приличествует писателю!
Но падший ангел знает больше, он ближе к человеку.
Любовь зла,но и нелюбовь
жестока.Только равнодушие может быть справедливо.
Виталий Сёмин. Плотина.
«Время осознаётся в «не успел-опоздал-не удалось..»
О жизни как о сумме чистых усилий.
Об особой психологии блатных.
..повидимому, эмоциональный отклик может быть
спровоцирован и стихами, не описывающими конкретную ситуацию.Расплывчатая
посылка находит адресата наугад, возбуждая случайно эмоциональные связи.Здесь дело техники возбуждения
«эмоциональных зон» в словаре человека.
Сказку
нельзя сочинить, она должна присниться.Фольклор- подсознание литературы.-По
поводу книги Сюрреализм.
Рифмованные стихи можно сократить на строки,
сделанные для рифмы, вроде лишние. Но
случайность рифм даёт неожиданные повороты смысла.Русский сюр- рифмованный.
Исповедальная литература- не для сильных и
удачливых.Те в ладу с миром.Тихие лирики-каждый со своим крестом.Течение
дневниковой поэзии, сугубо личной. Корин, Лившиц. Национальное?
Эффект присутствия в стихе (читателя)-истинность
мгновенного ощущения детали.Фрагмент сильнее целого-за счёт сотворчества
читателя.
Ирония, изжога души.
Надоело.
Себя как предмет изучения и описания хватает не более, чем на
жизнь.
Купил Куняева. Прочёл , как обмарался.
Местами-хорошо пишет, но-нетерпимость, профессиональный патриотизм,
антисемитские стихи «Родная земля».Впрочем, бывали такие ноты и у Пушкина,
Тютчева. А вот у Маяковского не было подлых стихов. Нет, классовый
подход-великое дело. Зол я на Куняева. А ещё в очках, правофланговый поэзии!
Прочёл Глушкову.К
сожалению, умелая имитация поэзии, неподлинность неинтересна.
Какие созвучия!
Пушкин: «
очей очарованье»
Полонский: « какими
тягостными снами..»
Красивая бабочка летала над тротуаром. Никому до
неё не было дела, кроме
малышки-первоклассницы.У неё был завязан огромный бант.Он колыхался, будто тоже
собирался улетать, отдохнув на
кудряшках.
В глубинке времени, в захолустье года, в
безвременье поздней осени или глухой зимы укрыться, затаиться, впасть в спячку
в провале буден, подальше от выходных и праздников, в безопасности…
В субботу с Ю.Ф. ходили по лесу, пили из родникаю
Жара, сушь, безветрие. Лес как оглохший – ни птиц, ни шума деревьев.
Влипли мы в предысторию.
Прошлое. Оно есть и нет его. Это тень, которую мы
отбрасываем вперёд.
Вышел-и дождь, как
обезьянка , вспрыгнул ему на плечи.
О Тихомирове. Как спокойно в его книжке, как удобно
и уютно он устроен в этой жизни. Ненадолго, как оказалось.
Оставили в покое.Ушли с
кладбища.
Хорошо если смерть-сон. А
вдруг-бессонница?
Припев к песне специалистов:
-Все вы такие-сякие,
мы- не такие как все!